Когда-то давно по городам и селам Древней Руси ходили калики перехожие. Их без труда можно было выделить среди толпы по пыльным, изношенным одеждам и по светлым, одухотворенным лицам. В их руках, покрытых мозолями от дорожных посохов, нередко можно было увидеть гусли, под сопровождение которых они пели. Казалось бы, все это кануло в Лету, осталось на страницах книг или в фильмах, снятых по народным сказкам. Но это не так, наш корреспондент недавно увиделась с молодым гусляром-сказителем Романом Опритовым, выступающем в этом необычном жанре.
"Музыкой, - рассказывает Роман, - я занимался с раннего детства, закончил две музыкальные школы, одну по классу фортепиано, другую по гуслям. Затем продолжил и завершил образование в Музыкальном колледже им. Шнитке по классу гуслей звончатых. Параллельно занимался вокалом и композицией. Почему именно гусли и духовная музыка? Наверное, во мне проснулся голос предков, и с Божьей помощью я овладел этим инструментом, проникся красотой русской народной поэзии".
Духовный стих - это русская народная песня на духовный сюжет. Они очень разнообразны, но главным содержанием становится описание ратных подвигов и героического мученичества за веру.
Ай же вы, злы мучители
Царя Максимьяна!
И не поверую я в веру вашую
И не поклонюсь я вашим
богам-идолам
Какой ответ со первого дни,
Такой ответ и до последнего
дни.
Возникли духовные стихи с появлением христианства на Руси. А в народ их несли калики перехожие. Ими были паломники, которые из года в год отправлялись "в святой град Ерусалим помолитися, ко Господню гробу приклонитися". Само слово "калика" происходит от латинского "calige", так называли страннические сапоги с низким голенищем. Древнейшие свидетельства о каликах относятся к 1163 году: "ходиша из Великого Нова-города от Святой Софии 40 муж калици". Духовные стихи дошли до нас благодаря устному народному творчеству, стараниям этнографов, филологов и издателей.
Но даже в наше время они бытуют в народе, их можно услышать, например, на похоронах. Старушки обычно бережно хранят их в потрепанных тетрадках. В последнее время этот жанр стал популярен среди многих исполнителей, бардов, светских академических и народных хоровых коллективов. Исполняются они на концертах или на мероприятиях, посвященных духовной тематике, на Пасху, Рождество и другие праздники.
"Я беру тексты из "Голубиной книги", сборника духовных стихов, этой "опоэтизированной сокращенной народной Библии", пользуюсь также материалами фольклорных экспедиций и иногда исполняю произведения других исполнителей. Но в основном я сам пишу музыку, помолившись Богу, используя для этого все свои знания и умения.
Были случаи, когда я просыпался ночью с какой-нибудь идеей в голове и спешил ее записать, бывало, даже и слезы лились ручьем от переживаемых эмоций и мук творчества. Но наградой служат горящие глаза зрителей и слушателей, которые видят результаты твоих трудов на сцене. У меня несколько любимых стихов, особенно два из них: "Во городе Вифлееме" и "Егорий Храбрый". Они написаны мной примерно в одно время, но тем не менее контрастны по драматургии и музыкальному языку, а самое главное - я стараюсь внести в них философский и духовный смысл".
Роман поет свои духовные стихи под сопровождение гуслей - древнего русского народного инструмента. Как же выглядели гусли раньше и как сейчас? Каков принцип игры? Эти вопросы волновали меня с первых же минут нашего знакомства, и вот что я узнала.
Гусли известны на Руси с незапамятных времен, первые письменные упоминания о них относятся к VI веку. Можно заглянуть еще глубже и вспомнить библейского царя Давида, певшего псалмы под псалтырь, инструмент, очень похожий на гусли. В то время конструкция инструмента была очень проста. Корпус выдалбливали из деревянной колоды, а позднее набирали из дощечек и склеивали клеем из рыбьих костей. В старину струны делали из сухожилий животных, а сейчас - из специальной струнной проволоки. Отличались гусли по форме и по количеству струн (от 5 до 30), так как каждый исполнитель их делал "под себя".
Раньше играли в основном пальцами обеих рук, реже деревянным или костяным медиатором. В наше время натяжение струн намного сильнее, поэтому играют чаще медиатором. Строй у гуслей диатонический, если сравнивать с фортепиано, то это только "белые" клавиши, если же в произведении встречается альтерация или переход в другую тональность, то на помощь приходит механика, расположенная в левой части инструмента. Она позволяет повысить или понизить звучание струны на тон. Основной принцип игры - это когда звучат открытые струны, а те, которые не должны звучать, глушатся пальцами левой руки. Но самая большая особенность - это звук. Он красив и чист, как капли росы, не зря данный инструмент называют "богоугодным". Выразительные возможности гуслей очень богаты, можно изобразить плачь и горе Богородицы, а можно радость и ликование Воскресения.
"К счастью, я не одинок. У меня много друзей, музыкантов, любящих этот инструмент, которые играют и поют под сопровождение гуслей былины и духовные стихи.
Чаще я выступаю один как солист, но иногда бывают ансамблевые выступления с вокально-инструментальным трио "Иван-чай". В его состав входят гусли, баян, балалайка, к тому же я и балалаечница поем. Мы существуем с 1998 года, недавно открылся наш сайт в интернете. У нас есть несколько вариантов духовных стихов, но мы еще играем и авторскую инструментальную музыку. Постоянно возникают новые проекты, например, сейчас совместно с композитором Викторией Филатовой мы готовим студийную запись нашего нового сочинения".