В Государственном центре современного искусства в Москве 11 февраля состоялась лекция профессора социологии, научного руководителя Высшей школы социальных исследований Франсуа Дюбе. Тема встречи: "Какое место должна занимать религия в школе". Организаторы: Французский культурный центр в Москве, Французский университетский колледж в Москве и журнал "Неприкосновенный запас".
Как известно, Франция - светская демократическая страна, в которой школа отделена от Церкви еще в 1905 г. Французские школы разделяются на частные и государственные, причем частные могут принадлежать кому угодно, в том числе и Церкви. Сегодня католические школы посещают около 17% французских учеников. Однако французы, по мнению Франсуа Дюбе, недавно начали осознавать, что они не просто перестали быть христианами, но и вообще забыли о том, что такое религия.
Наш корреспондент встретился с профессором, чтобы поговорить о причинах, вызвавших во Франции дискуссию о введении "религиозного" предмета в школу, и о том, каким он должен быть.
- Господин Дюбе, во Франции есть светские государственные и частные католические школы. Каков уровень преподавания в этих учебных заведениях и как это сказывается на качестве образования?
- Уровень преподавания в "религиозных" (то есть организованных католиками или протестантами) школах вполне сопоставим с уровнем преподавания в государственных школах. Образовательные программы, по которым обучаются дети, одинаковы для всех - это государственный стандарт. Например, когда священник хочет преподавать математику, государство требует, чтобы у него был диплом преподавателя математики. Преподавание собственно религиозных предметов в частных школах составляет очень незначительную часть от всего курса обучения и, естественно, не входит в программу национального образования.
С 1958 года государство и Католическая Церковь заключили конвенцию, согласно которой государство финансирует частное католическое образование. Сегодня контракт между государством и католическими школами означает, что государство оплачивает работу преподавателей, а преподаватели, оставаясь нейтральными в отношении религиозных вопросов, руководствуются общенациональной образовательной программой. При этом если родители хотят, чтобы их дети посещали религиозные предметы, они должны оплатить разницу между общим и дополнительным образованием. Церковь очень довольна существующим положением дел. Ведь если бы родители были вынуждены полностью оплачивать католическое образование, то никто бы не пошел учиться в частные школы.
Социологические опросы показывают, что совсем немного родителей выбирают католическую школу только потому, что она католическая. Как правило, ее выбирают за достоинства общего характера - хорошие учителя, высокий уровень преподавания и т.д. Собственно, государственные и частные школы ничем принципиально не отличаются друг от друга. А что касается уровня преподавания, то, как и везде, есть школы получше и похуже.
- Защитники религиозного образования в России иногда ставят в пример Францию, где, как они утверждают, Министерство образования обеспокоено тем, что в государственных школах дети часто не знают, что такое Троица. Многие знают это слово только как название станции метро.
- Это действительно так. Но проблема не в государственных школах, а в общем уровне знаний школьников в этой области. В частных "религиозных" школах дети точно такие же, как и в государственных: они тоже не знают, что такое Троица, кроме тех случаев, когда родители специально просят дать ребенку религиозное образование в дополнение к общему. Навязывать предметы о религии не в праве ни светская, ни частная школа. Это принцип светскости государства и образования.
Проблема заключается в другом. Перед современным французским обществом стоит вопрос о религиозном и культурном наследии. Многие французы больше не исповедуют христианство, а многие, считающие себя христианами, ничего не знают о религии. Большинство молодых людей уже не могут понять Виктора Гюго или классическую живопись, потому что они не знают ничего о Христе, Мухаммеде, Аврааме или Заратустре. Вот почему ведется дискуссия о введении предмета о религии в школе.
Затруднение вызывает только вопрос о том, как это делать и что преподавать. Светские люди боятся введения религии, а верующие боятся, что религию будут преподавать без веры. Поэтому Католическая Церковь вряд ли поддержит эту идею.
Школа должна быть светской и преподавать религиозную историю и культуру со светских позиций. А это означает - ни с религиозных, ни с атеистических. Школа не должна вести атеистическую пропаганду, так же как и не должна проповедовать религию.
- Когда этот предмет будет введен в школьную программу?
- Я бы сказал так: мы только планируем начать разговор на эту тему. На мой взгляд, до окончательных выводов зарождающейся дискуссии еще очень далеко.
- Какое впечатление о религиозно-общественной жизни в России сложилось у вас как у социолога религии?
- У меня нет достаточной информации о ситуации в России. Но за очень непродолжительное время, проведенное здесь, я успел заметить, что в стране происходит религиозное возрождение. При этом в России нет настоящей демократической традиции. Это приводит к таким эксцессам, как введение религиозного курса православия в светскую школу.
Задача демократических обществ сделать так, чтобы люди разных религий могли жить в общем пространстве, имея одинаковые права и обязанности. Это общее пространство должно находиться над всеми религиозными убеждениями. Например, для светского француза противопоставление религии и атеизма бессмысленно, француз скорее будет противопоставлять религию и свободу совести. В России же, к моему удивлению, многие сторонники религиозного просвещения аргументируют свою позицию как раз тем, что религия должна прийти в школу на смену атеизму.
Гораздо логичнее с точки зрения светской школы под религиозным просвещением понимать не проповедь, а приобщение ученика к знанию об истории религий и тех религиозных культур, которые распространены во всем мире.