Ходило на самом деле два письма: одно просто Письмо Счастье, а другое Письмо с Игрой, которая началась якобы едва ли не в Бразилии. Это там, где с Игрой, надо было вкладывать бумажный рубль. А что - может, и правда в Бразилии. В Латинской Америке очень любят всякие самопальные лотереи, я читала.
Сейчас пишут, что по меньшей мере 50 человек покончили с собой из-за МММ. То есть из-за ее краха, конечно. А скольким было Счастье? Сколько народу успело соскочить с обреченного поезда, вовремя сдать акции, получить свои денежки, свои тыщи процентов прибыли? Нет такой статистики. Знаете, почему нет? Потому что в эдаком дурном Счастье не все любят признаваться.
А я бы вот призналась. Я бы страшно гордилась собой, если бы сыграла в эмэмэм и выиграла. Потому что получилось бы, что я такая: рисковая, но умная. И нежадная. Это ведь и есть ключ к трагедии-обманутых-вкладчиков: жадность. Та, что сгубила фраера. (Представляете, набрала не без сомнения это слово на компьютере, а спеллер его не подчеркнул красным. То есть слово "фраер" - оно у нас, получается, совсем-совсем законное, закономерное. Так выходит.)
Среди моих знакомых есть один, который очень сильно погорел на МММ. Он был партнером в мебельном бизнесе, но постепенно они забросили все, кроме телефона. По телефону партнеры все время звонили по номеру 100 и узнавали точное московское время. А заодно - сегодняшний курс акций МММ. Эти сведения сообщал официальный телефонный голос по номеру 100! Курс рос с каждым днем, рос арифметически, геометрически, космически! Ну какие тут диван-кровати, ей-богу.
- А что, Антош, - я его потом спросила, - почему вы вовремя не сдали акции-то? Ведь не в одночасье все случилось. Было какое-то тревожное движение вокруг МММ, обвинения в неуплате налогов и всякое такое. Предупреждали, в общем.
- Понимаешь, - объяснил он, - это не один раз было. Два или три раза. Но все как-то налаживалось, и курс еще сильней рос. Ну, как можно сдать акции, когда они за неделю чуть ли не вдвое вырастают. Это же такие деньжищи нереальные!
Короче говоря, партнеры по мебели потеряли все, кроме, к счастью, своих квартир. А также: жизней, здоровья, чести, совести и разума. То есть - отделались сравнительно легко. Антон уже девять лет работает персональным шофером у некрупного руководителя, родил второго ребенка и ощущает себя сравнительно неплохо. Дачку маме построил буквально своими руками, там можно даже зимой жить. Самая большая его мечта - завести ферму по разведению поросят. Еще он собирает всякие пробки, купоны от рассыпчатых бульонов, буковки с молочных пакетов, йогуртовые крышечки и всякое такое прочее.
- Мне это нужно. И оттягивает, и не опасно. Если бы не эти крышечки и купончики, я бы не выдержал, пошел в казино, и была бы вообще беда. Ты меня не понимаешь, потому что ты не игровой человек.
Вот так-то: я - не игровой человек. Обидно такое слышать почему-то. Но только у меня есть знакомый, который уж точно игровой. Профессионал-бильярдист. Тоже, кстати, Антон. И от него я слышала выражение "учить лохов". Учить, понимаете? Лохов. То есть заманить лоха в игру на ставки и - обчистить, выражаясь старорежимным языком. (А слово "лох" спеллер тоже одобрил. Вот что характерно.)
Сейчас-то многие как раз выучились: играть только на свои; играть, но не отыгрываться; заранее прощаться с деньгами, которые пускаешь на игру┘ Нормальные такие законы жизни. Но в 1991-1994 гг. (годы жизни и расцвета МММ) у жизни законов практически не было. Был саспенс, хеппенинг какой-то непрерывный, безумный мыльный сериал. Сказка! Вот что было: сказка. Сказка наяву. Дремучая смесь из всех народных мифов, легенд и суеверий, от самобраной скатерти до самодвижущейся печки, на которой надо продрыхнуть тридцать лет, и тогда к тебе приползет магическая щука.
Все, кто лично общался с Сергеем Мавроди, в один голос утверждают, что это необыкновеннейший из людей. Я представляю его себе так: это человек, который поставил себе целью создать философский камень. Алхимик, понимаете. Превращать свинец в золото у него уже фактически получалось. Оставалось: 1) гомункулус; 2) эликсир бессмертия. Так вот, годах в 96-м, 97-м ходили упорные слухи о том, что Мавроди создает фирму, куда каждый желающий всего за 50 долларов может сдать свой генетический материал, и он будет тщательно заморожен, законсервирован┘ Ну, вы понимаете. Слово "клонирование" тогда еще не было общеупотребительным. Это были шальные, дурные, жирные, пьяные годы! Все ребята притащили бы по 50 долларов, я уверена. Но что-то не срослось, и гомункулусов не вырастили, и золотишко превратилось обратно в свинец. Не знаю даже, жалеть об этом или как.