Санкт-петербургский дацан "Гунзэчойнэй" - первый буддийский монастырь на северо-западе европейской части России. Прихожане "Гунзэчойнэя", как и большая часть буддистов нашей страны, относят себя к тибето-монгольской традиции буддизма. Монастырь входит в Буддийскую традиционную Сангху России - организацию, объединяющую буддийские монастыри и общины этого направления, многие из которых появились у нас еще в XVIII веке.
"Гунзэчойнэй" построен в 1915 г. Инициаторами постройки стали предшественник нынешнего главы тибетского буддизма Далай-лама XIII и российский подданный лама Агван Лобсан Доржиев (1854-1938). "Гунзэчойнэй" в переводе с тибетского означает "Источник святого учения Будды, сострадающего всем", а тибетское слово "дацан" используется в значении "монастырская школа". Агван Доржиев стал первым настоятелем дацана.
Так в Петербурге появился буддийский монастырь с постоянной общиной монахов и послушников.
После 1917 г. многие буддийские монахи, йогины и простые верующие были репрессированы, дацаны разрушены. Репрессии коснулись и петербургских буддистов. В 1937 г. многих лам и прихожан репрессировали, а здание дацана власти использовали как военную радиостанцию. С 1960-х гг. в нем находились лаборатории Зоологического института.
Только в 1990 г. монастырь вернули буддистам. На должность настоятеля пригласили бурятского Данзан-ламу Хавзуна Самаева, выпускника Буддийского университета в дацане "Гандэн" (Монголия), в котором с 1974 г. обучались некоторые буддисты из СССР. Из-за того что людям, получившим высшее образование, власти учиться в Монголии не разрешали, Данзан-лама был вынужден уйти с 4-го курса восточного факультета Санкт-Петебургского университета.
В то время Данзан-лама был одним из немногих буддийских монахов в Советском Союзе. Первую службу он совершил 14 февраля 1991 года - в Новый год по монголо-тибетскому буддийскому календарю. Этот день ознаменовался и другим радостным для буддистов событием - официальной регистрацией устава религиозного объединения "Дацан Гунзэчойнэй".
Вокруг настоятеля постепенно сложилась группа послушников. Здесь так же, как во всех буддийских монастырях Бурятии, Индии, Монголии и Тибета, проводятся ежедневные службы, открытые для прихожан. Послушники учатся жить по законам винаи (один из разделов канона буддийского учения, регламентирующего внутреннюю жизнь монашеской общины).
В 1993 г. тибетский лама Геше Тубтеном даровал начальные монашеские обеты (гецула) пятерым послушникам: четырем бурятам и русскому.
В 1997 г. дацан "Гунзэчойнэй" возглавил монах Джампа Доньед (Бадмаев), избранный монахами дацана и утвержденный главой Буддийской традиционной Сангхи России Пандидо хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым. Новый глава дацана принял монашеские обеты еще в 1993 г. и до своего избрания работал заместителем настоятеля дацана.
Однако мирная жизнь длилась недолго: в июле 1998 г. дацан захватила группа светских лиц из 13 человек под руководством некоего Чимитова. Среди них не было ни одного монаха, не было буддийского учителя, но при этом они называли себя буддистами.
13 июля 2001 года Октябрьский суд г. Санкт-Петербурга признал решение о регистрации дацана группой захватчиков недействительным и восстановил в правах существовавшее прежде религиозное объединение буддистов "Дацан Гунзэчойнэй". Настоятелем дацана вновь стал Джампа Доньед (Бадмаев).
В Попечительский совет дацана "Гунзэчойнэй" избраны известные ученые и общественные деятели: доктор философских наук, профессор, действительный член РАН А.О. Бороноев, доктор исторических наук, главный редактор буддийского журнала "Гаруда" В.М. Монтлевич, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН Е.П. Островская, доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ Е.А. Торчинов, главный редактор альманаха "Orient" Е.А. Хамаганова и др.