Кассирша частного пансионата, в котором я остановился по прибытии в португальскую столицу, очень обрадовалась гостю из России и тут же сообщила, что у нее есть русская песня. При этом она показала текст и ноты "Реве та стогне Днiпр широкий", подарок туристов с Украины, которых здесь немало. Она же объяснила, как пользоваться местным метро.
Москвича, привыкшего к архитектурному великолепию подземных дворцов нашего метрополитена, лиссабонский аналог не может впечатлять. Все несравненно беднее и скромнее, а в 8-9 часов вечера на станциях перекрывают выходы (правда, только с одной стороны). На стене станции "Сидади университария", что рядом с Лиссабонским университетом, выбита надпись: "Я не афинянин, не грек, я гражданин мира. Сократ". Но, как бы возражая древнему философу, на наружной стене здания филологического факультета какой-то расист намалевал краской огромными буквами надпись: "Хватит чувства вины! Я горжусь тем, что принадлежу к белой расе. А ты?" Вообще в Лиссабоне не раз можно встретить намалеванную на стенах домов свастику, но порой попадаются и призывы "Убивайте нацистов!"
Кстати говоря, в Португалии не преследуются деятели фашистского режима и даже сотрудники тайной полиции ПИДЕ. О них как бы забыли. Конечно, здесь никто открыто не говорит, что работал на местное гестапо. Я видел бывшую главную тюрьму тайной полиции на улице Лимоейро, где годами сидели узники не только из Португалии, но и из ее африканских колоний. "Лимоейро" стало нарицательным словом, как у нас "Лубянка".
На городских улицах очень много африканцев. В Лиссабоне живет большое число эмигрантов из Анголы, Мозамбика, Кабо-Верде. Африканцы-мужчины работают, как правило, строителями. Им платят гроши, так как в большинстве случаев они нелегалы и не имеют гражданства. Женщины трудятся уборщицами, горничными и т.д. Я видел, как на стройке выдавали зарплату африканцам. Они стояли в длиннейшей очереди, не произнося ни единого слова, всем своим видом демонстрируя абсолютную покорность и послушание. Многие африканцы торгуют на улицах каким-то барахлом, которое никто не покупает.
По Лиссабону хорошо ходить пешком. Легко дышится, много простора и воздуха. Город расположен на горах. Все улицы вымощены брусчаткой, причем она сознательно положена неровно, чуть-чуть рельефно, чтобы, не дай Бог, никто не поскользнулся. В городе много памятников. Недалеко от Политехнического института (это очень престижное учебное заведение) возвышается бронзовый Магеллан.
Экстерьеры и интерьеры многих домов в Лиссабоне отделаны знаменитыми голубыми мозаиками (азулемо). Это напоминание о тех далеких временах, когда Португалия находилась под господством арабов (мавров). Именно от мавров португальцы унаследовали искусство изготовления азулемо, которыми стали украшать христианские церкви.
Притомившись после пешеходных экскурсий, можно зайти в какое-нибудь приглянувшееся кафе. В Португалии очень популярны суп "калде верде" (он готовится так: картофель, лук, чеснок, оливковое масло и вода превращаются в пюре, доводятся до кипения, затем туда добавляют мелко нарезанную зеленую капусту), суп по-алентежски (жирный бульон с накрошенным в него мелким хлебом) и, разумеется, знаменитая бакалау - треска.
Бакалау - любимое блюдо португальцев, причем существует 365 видов его приготовления - на каждый день в году. Этой невзрачной на вид рыбешке - треске - принадлежат немалые, можно даже сказать, исторические заслуги в открытиях, совершенных португальскими навигаторами в конце XV века. Дело в том, что сушеная треска была главной пищей, которую брали с собой португальские мореплаватели, отправляясь в далекие путешествия. Любопытно, что у берегов Португалии трески нет - она живет только в холодных морях, главным образом у берегов Северной Европы и Северной Америки, и ее в огромных количествах закупают в Канаде и странах Северной Европы.
К традиционной пище португальцев можно отнести и амамондегу - кишки, которые кишками на самом деле не являются. Это просто мелко нарезанные говяжьи колбаски. Дело в том, что амомандега - историческое название, уходящее своими корнями в эпоху великих географических открытий. В те времена всю говядину отдавали навигаторам, а простому народу оставались только кишки. Блюдо изменилось, а название сохранилось старое.
Интересно, что португальцы, как и русские, все едят с хлебом (разумеется, белым). Очень любят фрукты и овощи. Лиссабонцы с гордостью называют себя "салатниками". Это связано с тем, что когда наполеоновские войска в 1807 г. осадили Лиссабон, жители спасались от голода, выращивая в городе капусту и прочие овощи.
Любую трапезу здесь всегда заканчивают маленькой чашечкой крепкого кофе. Чай португальцы не пьют, но при простуде иногда употребляют так называемый "лимонный чай" - кипяток, в котором плавают кусочки кожуры лимона.
Португальцы очень любят путешествовать (это, видимо, у них в крови). Летом многие стараются уехать за границу, кто победнее - в Испанию, а кто побогаче - в Бразилию (только билет на самолет в два конца стоит 1000 долл.).
Одним из самых ярких моих впечатлений стало знакомство с президентом Академии португальской культуры доктором Антониу Агустяром. Это, несомненно, выдающаяся личность. Ему 84 года, но он полон сил и энергии. В результате его кипучей деятельности был создан католический университетский колледж. Это действительно уникальное учебное заведение. У каждого студента - отдельные апартаменты площадью в 26 кв. м. В колледже прекрасные аудитории, залы, столовая, библиотека на несколько тысяч томов, церковь с органом. Доктор Агустяр показал мне архив, где хранятся старые манускрипты, досье, а также дипломные работы. Лучших студентов берут на международные конференции. Больше всего меня удивило, что колледж занимается благотворительностью, при нем есть "комната для малышей". Родители - рабочие, крестьяне, безработные - отдают детишек на неделю под присмотр, а в субботу забирают домой. Среди этих детей я заметил несколько десятков африканцев и мулатов.