Топор, которым Петр I прорубил окно в Европу, возможно, находится здесь, на Новгородской улице, 13. Во всяком случае, сотрудники единственного в мире Музея инструмента, который открылся в Санкт-Петербурге, не исключают, что то самое орудие находится у них, на стенде столярного инструмента XVIII века, тем более что многие экспонаты этого уникального музея - ровесники города.
Немало диковинных вещиц нашли свой приют в музее, который разместился в торгово-выставочном зале компании "Проммашинструмент". Каждый экспонат - либо фамильная реликвия, которая еще хранит тепло рук мастера, либо предмет ушедшей эпохи, несущий на себе яркий отпечаток своего времени.
В мир инструментов нас вводит хранитель музея, старейшина инструментальщиков и продолжатель династии механиков Алексей Федорович Леострин. Гордость музея - рубанок-шпунтубель известной английской марки "STANLEY". Этот раритетный экспонат из черного дерева, относящийся ко второй половине XIX века, является прообразом современного фрезерного станка по дереву. С помощью большого набора ножей (48 штук) рубанком можно изготавливать профили самой различной формы, что и продемонстрировал Алексей Федорович. Кстати, подобных инструментов в Европе всего два.
Из инструментов минувшего, XX века самой интересной вещицей мне показалась линейка "Два метра", специально выпущенная в 1942 г. для саперов. На ее шкале, кроме обычных сантиметров, нанесены и особые данные, необходимые для строительства оборонительных сооружений. Например, на линейке указаны ширина гусеницы танков Т-70, Т-34, КВ, отечественных и немецких железнодорожных путей. Есть на линейке и характеристики пулемета "Максим". На обратной стороне "инструмента подрывника" - уникальная справочная таблица с инструкцией по проведению подрывных работ. Есть на этой линейке и данные, как усилить пуленепробиваемость различных покрытий, как делать ледяные дороги, какая толщина льда должна быть для прохождения по нему конницы, гусеничной техники и т.д.
В процессе своего развития самые значительные изменения претерпела дрель. В коллекции музея ее модификаций немало. Например, созданные почти одновременно американская "дриль" и советская "электросверлилка", выпущенная в Харькове в 1930-е годы, - презирали тогда рабочие буржуйское словечко "дрель". Примостилась тут и более древняя американская модель, которая работает по принципу детского волчка. Рукоятка поднимается до упора вверх, а затем опускается вниз, что позволяет механизму крутить сверло. А у угловой дрели фирмы "Сименс" корпус был из алюминия, и мастера, что работал без заземления, нередко било током. Венчает коллекцию дрелей уникальная модель с цепным приводом.
Странное ощущение рождает гибрид прялки и бормашины. К деревянной резной стойке с ножной педалью приделан привод от бормашины. Педаль вращает большое деревянное колесо, а оно через систему ремней и штифтов приводит в движение сверло. Лечить зубы на такой скорости - развлечение разве что для садиста. Однако все гости музея вздохнули с облегчением, когда выяснилось, что это приспособление не что иное, как гравировальный инструмент.
Алексей Леострин продемонстрировал и четыре различных станка для оправки бритв. Незаменимый, как выяснилось, инструмент был на войне. А сейчас ни один молодой человек, наверное, не догадается, что это за странная конструкция с кожаными ремешками. Еще 20 лет назад такие кожаные "точилки" были у каждого брадобрея. СПИД предрешил судьбу этого инструмента.
Другой отголосок войны находим мы в инструменте под названием "толщиномер". Пределы его измерений от 0 до 20 мм, цена деления - 0,1 мм. Изготовлен он был в блокадном Ленинграде производственными мастерскими детского дома # 57. Этот инструмент, по словам сотрудников музея, - немое свидетельство удивительного мужества и терпения ленинградцев, даже самые юные из которых не прекращали трудиться в страшные блокадные годы. Еще один экспонат коллекции измерительного инструмента - английский аршин конца XIX века, изготовленный из пальмового дерева. Внешне он очень похож на складной метр, но имеет более сложный и точный механизм складывания в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. При помощи этого инструмента можно даже перенести угол без транспортира. Инструмент создавался специально для России, свидетельством чему служит измерительная шкала в вершках, долях аршина.
Раритеты музея можно перечислять очень долго. Чего только стоит шведский микрометр, похожий на миниатюрную швейную машинку, который способен измерять как абсолютные величины, так и относительные. Или электрические ножницы, изготовленные трудовыми мастерскими НКВД им. Дзержинского. Экспонаты находятся не за стеклом, их можно повертеть в руках, а при желании и попробовать в деле.
Невольно задаешься вопросом, как все эти раритетные вещи оказались рядом с ультрасовременным инструментом. Как выяснилось, первые экземпляры коллекции появились еще в декабре 1999 г., когда компания "Проммашинструмент", создатель и учредитель музея, проводила новогоднюю акцию "С новым инструментом - в новый век!". Тогда компания предоставляла возможность поменять старый инструмент на его современный аналог без какой-либо доплаты. Далее экспозиция росла уже благодаря коллекционерам.
Так, Валерий Исаков, который преподнес музею верстак XIX века и множество других любопытных предметов, отметил на церемонии открытия музея, что его создание имеет как историческую ценность, так и воспитательное значение. Кстати сказать, в музее проводятся открытые уроки труда и бесплатные экскурсии для школьников.
К работе над пополнением музея подключились "идейные" люди. В частности, Михаил Воробьев, консультант киностудии "Ленфильм", который занимался созданием техники и различных приспособлений для исторических фильмов. Он не только пополнял коллекцию нового музея, но и помогал определить возраст экспонатов и разобраться, для чего использовался тот или иной инструмент сложной конструкции. А главный хранитель карет государственного музея-заповедника "Царское Село" Ирина Бредихина помогла определить назначение каретных ключей, представленных в коллекции музея. Эти люди сослужили добрую службу музею, поскольку исторические факультеты наших вузов, к сожалению, не готовят специалистов для научно-технических музеев, поэтому информацию приходится собирать буквально по крупицам.
Санкт-Петербург