В Москве Музеем истории и культуры старообрядчества и Боровским историко-краеведческим музеем (директором обоих учреждений является В.И. Осипов) 19-20 ноября 2002 г. была проведена 6-я научно-практическая конференция "Старообрядчество: история, культура, современность". Заседания конференции проходили в помещении Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия.
С 1995 по 1998 г. подобные конференции проводились ежегодно. Начиная же с 1999 г. они организуются с периодичностью один раз в два года. Каждое из этих научных мероприятий становилось значительным событием в жизни современного российского старообрядчества и собирало большое число участников, представлявших как различные согласия старообрядцев, так и ученых, исследующих староверие. В нынешней конференции приняли участие 60 человек.
Основная часть докладов была опубликована в подготовленном к началу конференции сборнике материалов. Среди организаторов и участников можно было встретить таких известных исследователей старообрядчества, как доктор филологических наук Е.М. Юхименко, кандидат исторических наук и кандидат филологических наук В.В. Керов, В.И. Осипов, С.С. Михайлов, и многих других.
Перед началом заседаний к участникам и гостям обратились настоятель Покровского собора на Рогожском кладбище протоиерей Леонид Гусев (Русская Православная Старообрядческая Церковь), зачитавший приветствие главы РПСЦ Митрополита Московского и всея Руси Алимпия (Гусева); епископ Курский Аполлинарий (Дубинин), порвавший каноническое общение с Русской Древлеправославной Церковью Патриарха Александра, и наставник 1-й Даугавпилсской поморской общины Алексий Жилко (Древлеправославная Поморская Церковь Латвии).
Как подчеркнул епископ Аполлинарий, быстрого исчезновения старообрядчества ждали и сто, и двести, и триста лет назад, однако оно по сей день благополучно существует.
Большую часть времени участники конференции посвятили работе в секциях. Первая объединила доклады по темам "История старообрядчества" и "Традиции. Обряды", а вторая - "Культура. Язык. Книжность" и "Старообрядческое пение".
Впрочем, перечисленная тематика не исчерпывает всех аспектов жизни сегодняшних старообрядцев, освещавшихся в докладах участников. Так, выступления протоиерея Василия Пчелинцева (Русская Древлеправославная Церковь) и наставника Алексия Жилко (ДПЦ Латвии) были посвящены чрезвычайно актуальным проблемам современного состояния староверия.
Первый сформулировал основания недавно состоявшегося избрания Архиепископа Александра (Калинина) Древлеправославным Патриархом Московским и всея Руси. Второй коснулся сегодняшнего положения старообрядцев в Латвии, изложив основные этапы развития конфликта вокруг Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. (Об этих событиях "НГ-религии" писали в # 6 от 21 августа и в # 8 от 2 октября 2002 г.)
Интересно отметить, что помимо собственно старообрядцев и светских докладчиков конференцию посетили и некоторые миряне Русской Православной Церкви, которых волнуют вопросы староверия.
Комментируя итоги конференции, В.И. Осипов отметил, что с каждым годом увеличивается число регионов, из которых приезжают докладчики. В этом году в конференции принимали участие исследователи из многих уголков России, с Украины, из Латвии и даже из Финляндии. "Самое главное, - подчеркнул Виктор Осипов, - на конференциях мы даем возможность региональным исследователям, собравшись в Москве, поддерживать контакты, держать друг друга в курсе тех новых исследований, которые были сделаны за эти годы, а также общаться непосредственно с представителями тех старообрядческих общин, которые являются объектом изучения. Здесь собрался большой круг тех, кого мы объединяем под словом "старообрядцы". Собравшись вместе, мы решаем общие проблемы".
Одной из таких проблем, обсуждавшихся на заседаниях, были попытки некоторых членов Русской Православной Церкви добиться канонизации патриарха Никона, которые якобы предпринимаются в последнее время. Тему, поднятую в начале конференции протоиереем Леонидом Гусевым, старообрядцы и ученые обсуждали довольно долго, и в заключение было принято обращение к Священному Синоду РПЦ "По поводу попыток канонизации патриарха Никона". Несмотря на болезненность темы, участники конференции после значительных доработок приняли, по общему мнению, довольно взвешенный документ. "Мы, светские ученые разных специальностей - филологи, историки, философы, искусствоведы, литераторы, краеведы, политологи, психологи - много лет занимаемся изучением феномена русского старообрядчества, которое вот уже почти 350 лет остается верным святоотеческому православию, древлему благочестию, самобытной русской культуре. Мы выражаем тревогу за то, что будущая канонизация Никона может разжечь межконфессиональную рознь, привести к глумлению над религиозными чувствами старообрядцев, дестабилизировать обстановку в российском обществе и произвести нежелательный резонанс за рубежом, поскольку русские староверы являются полноправными гражданами многих стран мира", - заявили участники конференции. Избегая каких бы то ни было резкостей в адрес Русской Православной Церкви, они призывают: "┘не допустите канонизации Никона..." И хотя сам вопрос о прославлении патриарха представляется скорее частным желанием некоторых немногочисленных "энтузиастов", нежели желанием соответствующих структур РПЦ, приходится отметить и безусловно положительную сторону обращения, принятого на конференции. Его конечная редакция показала, что староверы готовы обсуждать и решать конфликтные вопросы максимально корректным образом.
Конференция "Старообрядчество: история, культура, современность" показала и высокую заинтересованность ученых в исследовании старообрядческого наследия. Впрочем, как констатировал епископ Аполлинарий, конференция не стала явлением "науки для науки", самым ценным здесь было живое общение. Но самое главное, без сомнения, заключается в том, что конференция еще раз обратила внимание общественности на феномен старообрядчества - значительного и уникального явления русской религиозной культуры.