В Индии развернулась дискуссия вокруг светского характера государства и религиозно-национальной символики, принявшая особо острый характер на фоне выборов в штате Гуджарат. Дело в том, что в феврале-апреле здесь произошла целая серия кровавых столкновений между индуистами и мусульманами (составляющими около трети населения этого штата), что вызвало острый парламентский кризис, приведший в свою очередь к досрочным выборам в местную Законодательную ассамблею.
Заместитель премьер-министра и министр внутренних дел Лал Кришна Адвани взялся лично курировать предвыборную кампанию от консервативной Бхаратия джаната парти (БДП), составляющей костяк правящей коалиции. Он сам родом из Гуджарата, эти выборы для него - дело чести.
Роль основного оппонента Адвани взяла на себя лидер оппозиционного Индийского национального конгресса (ИНК) Соня Ганди (вдова покойного премьер-министра Раджива Ганди). Последняя сразу обвинила БДП в стремлении подвергнуть ревизии принципы секуляризма, на которых построено современное индийское государство.
В то же время бурную и весьма противоречивую реакцию вызвала лекция, прочитанная Соней Ганди в Оксфордском центре исламских исследований. В индийских СМИ появились сообщения, что в прошлом этот центр финансировался Мухаммадом бен Ладеном - отцом Усамы. Представители ИНК в ответ говорят, что с лекциями в столь уважаемой научно-исследовательской организации ранее выступали принц Чарльз, экс-президент ЮАР Нельсон Мандела, глава МИД Великобритании Джек Стро и даже Генсек ООН Кофи Аннан. Как бы то ни было, факт появления лидера ИНК на кафедре одного из крупнейших в мире центров изучения ислама лишь способствовал популярности ее партии среди гуджаратских мусульман.
Соня Ганди подвергает беспощадной критике то, что руководители БДП покровительствуют старейшей индуистской религиозно-патриотической организации Раштрия сваямсевак сангх (Союз служителей государства - РСС). Адвани, например, не раз заявлял, что провел в РСС почти всю свою жизнь начиная с 14-летнего возраста и не будет рвать связей со "школой индусского патриотизма".
Особое возмущение в ИНК вызвали планы строительства индуистского храма в историческом районе Айодхья (штат Уттар-Прадеш). Речь идет о реализации главного требования общественного "движения Айодхьи": на месте снесенной десять лет назад индуистскими радикалами мечети Бабура должен быть восстановлен храм Рамы, разрушенный в эпоху средневековых религиозных войн. Атал Бихари Ваджпаи, не будучи еще премьер-министром Индии, писал: "Мы присоединились к этому движению, потому что Господь Рама воплощает в себе наш культурный национализм. При помощи этого движения мы смогли высвободить подавленные ранее устремления миллионов индийцев и направить их националистический порыв на строительство нашего государства. Движение Айодхьи воочию доказало, что если сам Рама воплощает собой идеал поведения, то Рама Раджья (Государство Рамы. - А.А.) представляет идеал правления".
Не меньшую критику вызвали попытки ввести единый гражданский кодекс (формально предусмотренный Конституцией) для всего населения Индии. Вроде бы это выглядит как реализация весьма привлекательного лозунга БДП "Справедливость - всем, льготы - никому". Однако на протяжении всего существования независимой Индии мусульманская община страны в основном придерживалась частного исламского права в вопросах семейно-брачных отношений и наследования. Мусульмане боятся потерять свою религиозную идентичность в случае, если их многовековые социальные устои будут размыты общим законодательством.
Правда, правительство в реальной жизни старается действовать более осторожно, чем в различных предвыборных декларациях. Например, нашумевший процесс избавления от "исламизированных" названий городов в целом не сильно продвинулся после того, как Бомбей превратился в Мумбайи, Калькутта - в Колькату, а Мадрас - в Ченнаи.
Активно используемый премьером термин "национализм" в Индии означает нечто иное, чем, скажем, в странах Арабского Востока. Прежде всего он не несет в себе этнической составляющей. Это скорее имперский, религиозно-государственнический политический принцип, имеющий древнюю историческую традицию. Иначе как объяснить то, что Соня Ганди - итальянка по происхождению - вошла в число самых популярных политиков древнейшей азиатской страны. С традицией связано и использование символики, что вызывает все более жаркие дискуссии.
Соне Ганди, например, трудно принять свастику в качестве одного из национальных символов. Однако местная свастика (от санскритского "сва" - солнце) не имеет ничего общего с Адольфом Гитлером и его разномастными последователями. Для индийцев свастика - прежде всего сансаpа, колесо пеpевоплощений. Четыpе лyча символизиpyют четыpе стихии и одновременно четыpе отpезка жизни человека. Пеpвый - pост и yчеба, втоpой - женитьба и воспитание детей, тpетий - обyчение молодежи, четвеpтый - слyжение Богy.
Впрочем, влиятельные индийские массмедиа, десятилетиями ориентировавшиеся на ИНК, вольно или невольно оказались вовлеченными в полемику вокруг символики. В обзорах влиятельной делийской газеты "Таймс оф Индия", посвященных предвыборной кампании в Гуджарате, можно найти стилизованное изображение карты этого штата на фоне свастики (а рядом - какой-нибудь памфлет про Адвани). "Хиндустан таймс", в свою очередь, однажды поместила большой материал про "моральных монстров нации" рядом с фото Гитлера (на рукаве фюрера, естественно, свастика). В статье подвергались самой резкой критике "санскритская" идеология РСС, "клерикализм", "антилиберализм" и "шовинизм" его сторонников. Не упоминая напрямую БДП, газета обвинила индийских религиозных националистов в социал-дарвинизме.
Окончательные результаты выборов в том же Гуджарате покажут, насколько чувствительны индийцы к подобного рода обвинениям. Индия - одна из немногих стран мира, где на одних и тех же плакатах можно увидеть мирно соседствующих свастику и шестиконечную звезду. Простым индийцам, особенно из глубинки, все эти споры по большому счету непонятны. В индийской провинции корреспонденту "НГ" не раз приходилось слышать о том, что Гитлер "нагло украл" у Индии свастику. В целом же на фоне правительственного курса на вовлечение в хозяйственное строительство всех граждан без различия их религиозной и этнической принадлежности оппозиции вряд ли удастся набрать много очков за счет рассуждений о том, что власти нарушают принципы секуляризма.
Дели-Москва