По сообщению, которое недавно прошло сразу по всем наиболее популярным информационным агентствам мира, к 2202-му году количество блондинок сократится то ли до нуля, то ли до пренебрежимо малого числа. Такой вывод после двухлетних генетических исследований сделали, как утверждается, германские ученые. Причем последняя блондинка вымрет в Финляндии, где процент людей со светлыми волосами наиболее высок.
Оснований для такого мрачного утверждения приводится два. Первое, давно известное - ген, дающий волосам светлый оттенок, относится к числу рецессивных. Это значит, что натуральный блондин может получиться только у родителей-блондинов. Если же один из родителей брюнет или шатен, то их ребенку с очень высокой вероятностью не видать на себе светлых волос как собственных ушей. Существуют, разумеется, исключения, но статистически они очень редки.
Второе основание более оригинально и даже в некотором смысле парадоксально. Есть широко распространенное убеждение (или заблуждение), что блондинки более привлекательны для мужчин, чем брюнетки, именно поэтому "ген светловолосия", несмотря на рецессивность, многие тысячелетия не исчезает окончательно из человеческого генома. ХХ век ввел в это равновесие пергидрольную поправку - появилось множество крашеных блондинок, оттянувших на себя изрядную долю мужского внимания. Они-то, утверждается, и приведут к полному вымиранию блондинок и, соответственно, блондинов. Другими словами, блондинки вымрут, потому что они более привлекательны.
Однако Джонатан Рис, грантовый профессор дерматологии из Эдинбургского университета, специализирующийся на цвете волос, настроен менее пессимистично. Пусть даже блондинки станут большой редкостью, но полностью они не исчезнут, считает он. Из человеческого генома эволюция убирает только те гены, которые лишают их носителя какого-нибудь преимущества, но к их числу, полагает Рис, не могут быть причислены гены, управляющие цветом волос. А стало быть, блондинки хоть в каком-нибудь количестве да выживут.
Вообще-то Джонатан Рис занимается в основном рыжими, про блондинок он сказал, потому что его об этом спросили как эксперта. Рыжие, во-первых, куда интереснее. Всего один, максимум два процента людей на земном шаре обладают рыжими волосами. Во-вторых, Рис живет в стране, где концентрация рыжих максимальна - до 12%. Так что его интерес к огненному цвету волос более чем понятен.
Несмотря на дефицитность, рыжие заявляют о себе очень громко. Колумб был рыжим, точно так же, как Изабелла Испанская и Томас Джефферсон. Не говоря уже об Александре Великом, Леонардо да Винчи, Екатерине Второй, Уинстоне Черчилле, Оливере Кромвеле, Понсе де Леоне, маркизе де Саде, королеве Елизавете Первой, Галилее, Ленине и Чубайсе.
Так что "Союз Рыжих", придуманный Конан Дойлем как совершенно бессмысленное сообщество, на самом деле может оказаться не таким уж бессмысленным. Такие союзы, хотя бы в зачаточном состоянии, уже даже и существуют. Так, в Вашингтоне есть такое кафе "Эдамс Морган" (прозванное завсегдатаями Мэдам'с Орган), которое постоянно оккупируют люди с рыжим цветом волос.
Теперь пришла пора объединяться блондинкам. Многих из них крайне обеспокоила, а то даже и возмутила информация об их будущем вымирании. В нескольких публичных комментариях они заявили, что это ложь. С одной стороны, причины для вымирания слишком очевидны, чтобы быть ложью, - ген, ответственный за светлые волосы, таки действительно рецессивен. Но с другой стороны, в этом сообщении и в самом деле есть какая-то странность - вопреки обыкновению журналисты не указывают, что это за немецкие ученые предрекли смерть блондинкам.
Вообще-то, совершенно понятно, почему германские исследователи, если они действительно предсказывали что-то подобное, не спешат исправить оплошность и обнародовать свои фамилии - они стесняются. Ну в самом деле, ведь не надо быть ни Нобелевским лауреатом, ни академиком, ни фул профессором, ни кандидатом наук, ни даже просто студентом, чтобы сообразить, что если вырвать из мира, где все взаимосвязано, одну какую-то линию, то можно проводить сколь угодно изящные логические построения и доказывать что угодно. Не учтено также, что те же самые биотехнологии в недалеком будущем если не умертвят человечество, то подарят ему возможности, о которых мы сегодня даже и не мечтаем, - например, брюнетки смогут в ближайшей парикмахерской вставить себе блондинистый ген (черт с тем, что он рецессивен!) и в дальнейшем благополучно рождать светловолосое потомство.
Что произойдет с нашим бедным миром через двести лет, никто точно сказать не может. Когда-нибудь или должен наступить предел нашей выживаемости, или мы научимся жить как-то по-другому, безо всех этих летальных проблем, и вообще жизнь превратится в рай.
В обоих этих случаях предсказание насчет блондинок становится неактуальным. В первом вымрут все, и в том числе блондинки, во втором процесс их вымирания будет развиваться совершенно по другим законам, чем те, которыми ученые пользуются сейчас.
Существует, правда, третий вариант, на который корреспондент "НГ" рассчитывает больше всего, хотя и не видит путей его реализации, - это когда все на протяжении заявленных двухсот лет останется по-прежнему, и законы, которые управляют нашим развитием, останутся теми же самыми, и потомки наши будут продолжать жить то богато, то худо, то очень худо, словом, так, чтобы сохранились условия, на которых основываются предсказатели конца светлых волос.
Но ведь что интересно, и в этом случае их вариант не проходит!
Крашеные блондинки┘ Их много больше, чем один или даже десять процентов, на них, по мнению предположительно немецких ученых, будут западать мужчины. Двести лет - это для нас с вами многовато, но вообще-то это восемь или десять поколений, для эволюции не так уж и много. Правда, если остался один процент, все должно идти быстро, через три-пять поколений останутся из натуральных блондинок только самые красивые, такие, с которыми крашеные сравниться уже не смогут, несмотря ни на какой пергидроль. Разница окажется настолько большой, что смысла в перекрашивании не останется, а стало быть, оно уйдет в прошлое. Так что корреспондент "НГ" предсказывает тем, кто выживет через двести лет, - вполне возможно, что число блондинок (и соответственно блондинов) к этому времени существенно увеличится, даже среди лиц негритянской национальности.
Одно только беспокоит - могут вмешаться рыжие.