За время советской власти в религиозной жизни России произошли значительные перемены: в этот период либо полностью исчезли, либо количественно сократились многие религиозные движения.
Например, число старообрядцев значительно уменьшилось, а многие согласия (в основном беспоповские) вообще прекратили свое существование. От многочисленных течений, ранее именовавшихся "русским сектантством", не осталось практически ничего. Так, хлыстовство, занимавшее до 1917 года третье место по численности после Синодальной Церкви и старообрядчества, к настоящему времени исчезло фактически полностью. От скопчества тоже почти ничего не осталось, лишь время от времени из различных концов России приходят разнообразные и противоречивые сведения о последних представителях этого течения. Старое русское сектантство существует в отдельных реликтовых формах, а место "альтернативной религиозности" ныне принадлежит современным новым религиозным движениям, в том числе и отечественного происхождения (Церковь Последнего завета, Церковь иконы Богоматери "Державная" и т.п.).
Однако на этом фоне заметно выделяется община, являющая собой своеобразное исключение: с одной стороны, она относится к "старым" русским сектам, а с другой - активно действует в наши дни. Речь идет об "Обществе христиан-трезвенников братца Иоанна Чурикова".
Чуриковцы возникли в самом конце XIX века. Типологически их можно отнести к трезвенническим общинам. Основатель этой секты Иван Алексеевич Чуриков начал свою деятельность проповедью о вреде пьянства. Интересно проследить возможные пути возникновения его идей: Чуриков родился в 1861 году в Самарской губернии, в регионе значительного распространения разных религий. Поволжье издавна было местом расселения староверов, здесь же селились лютеране, баптисты, молокане, субботники┘
Кроме того, влияние "господствующей Церкви" в этом регионе было серьезно ослаблено. Среди населения было широко распространено "черничество" - монашеская жизнь в миру без формального принесения иноческих обетов. Обычным явлением являлись так называемые "беседы" - своего рода альтернативные богослужения. "Беседы" проводились крестьянами в праздничные дни: они собирались за столом, ведя душеспасительные разговоры. Во время подобных собраний запрещалось пить спиртное.
В Самаре Чуриков некоторое время успешно занимается сельским хозяйством. Затем начинаются неприятности в торговле, заболевает жена. Расценив происходящее как знак свыше, он решительно меняет свою жизнь: раздает в 1889 году имущество нищим и отправляется странствовать. Вскоре он накладывает на себя вериги и около года живет в Кронштадте. В среде трезвенников бытует легенда о том, что на проповедь Чурикова благословил Иоанн Кронштадтский. Хотя достоверность этого благословения и весьма сомнительна, кронштадтский протоиерей тем не менее весьма почитается современными чуриковцами.
Перебравшись в 1894 году в столицу, Чуриков проводит беседы, главной темой которых становится решительная борьба с пьянством. У нового проповедника быстро появляется большое количество последователей. В 1905 году в Вырице под Петербургом организуется колония трезвенников, вскоре там же был построен дом со специальным залом для бесед. Учение Чурикова заключается в запрете на спиртное и мясо, осуждается братцем и прелюбодеяние. Нет, правда, хлыстовского неприятия брака, а в остальном чуриковцы весьма напоминают "постническую веру". Однако сближает их с хлыстами не только это. В какой-то момент почитатели братца Иоанна начинают считать его Мессией, Христом во втором пришествии. В качестве аргументов приводятся цитаты из Евангелия, надписываемые Чуриковым на собственных фотографиях.
Естественно, что до революции существование подобных трезвеннических общин вызывало резкое неприятие их церковными властями, несмотря на то что сам Чуриков считал себя православным. В одном из архивов Петербурга сохранился документ о признании Чурикова сектантом и отлучении его от Церкви. Практика причащения братцем своих последователей также вызывала резкую критику - после беседы с одним из архиереев Чуриков перестал причащать хлебом, а вместо этого стал давать приходящим к нему по три кусочка сахара, "чтобы жизнь была сладкой". Братец Иоанн продолжает проводить свои беседы до 1929 года, когда он был арестован ГПУ непосредственно в Вырице. По официальным сведениям, умер он в 1933 году на этапе в Бутырскую тюрьму.
С этого времени община была формально распущена и дом в Вырице отобран. Вплоть до середины 80-х годов прошлого века чуриковцы собирались по частным квартирам. Вновь зарегистрирована община была во время перестройки, что весьма органично совпало с горбачевской антиалкогольной кампанией (парадоксально, но одну из питерских трезвеннических общин начала XX века возглавлял некто Михаил Горбачев). В наши дни "умеренные" чуриковцы принадлежат к общине Богоявленского храма на Гутуевском острове в Петербурге. "Радикальные" же последователи учения собираются в "Доме трезвости" в Вырице, в окрестностях Северной столицы.
Сегодня вырицкий дом общины заметно отличается от окружающих построек. Он выкрашен в ярко-синюю краску, на крыше небольшая башенка. Богослужения здесь проходят по воскресеньям в два часа дня. В общине явно преобладают женщины, мужчины в большинстве своем с явными признаками алкоголизма. Перед собравшимися "иконостас": в центре портрет Чурикова в полный рост, справа и слева от него иконы Христа и Богоматери, дальше Тайная вечеря, святитель Николай, еще одна икона Богоматери и Иоанн Кронштадтский. Перед иконами кафедра, на ней во время богослужения находится наставник общины, благообразный старец восьмидесяти восьми лет. Он видел самого Чурикова, от которого получил сахар еще в 1920-х годах. По его словам, он никогда в жизни не пил вина.
Собрание начинается с пения общепринятых богослужебных песнопений, перемежающихся специфическими "чуриковскими" гимнами. Затем следует проповедь наставника с обильными цитатами из бесед братца. Далее следуют личные свидетельства исцелившихся от пьянства или наркомании и снова проповедь. Здесь-то и можно услышать слова о Втором Пришествии и обращение к братцу "Господь!", и многое другое┘
В конце службы старец сжигает перед изображением Чурикова записки с просьбами об исцелениях от пьянства. А потом все подходят к наставнику, и он причащает народ сахаром, а некоторых помазывает маслом, тоже совсем как Чуриков.
Глядя на современных трезвенников, невольно задумываешься об их дальнейшей судьбе. Продолжат ли чуриковцы свое существование или же растворятся в православных питерских приходах, забыв о "божественном" происхождении братца Иоанна? Ответ на этот вопрос даст только время.