Международный клуб Mensa International опубликовал список десяти членов своего американского отделения, обладающих наибольшим коэффициентом интеллекта (IQ) за всю историю существования клуба. Mensa ("стол" по латыни) был создан в 1946 году и объединяет людей с рекордным уровнем IQ. В настоящий момент членами Mensa являются более 100 тыс. человек из 100 стран мира.
Как сообщает агентство WPF, в "топ-10" наиболее интеллектуальных американцев вошли: актриса Джина Дэвис; художник Скотт Адамс (автор знаменитого комикса "Дилберт"); писательница и профессор Принстонского университета Джойс Кэрол Отс; лингвист Ричард Ледерер; генерал Норман Шварцкопф (руководивший военной операцией "Буря в пустыне" против войск Саддама Хусейна в 1991 году); пианистка Патрисиа Дженнингс; знаменитый дизайнер и архитектор Бакминстер Фуллер (ему принадлежит фраза "Я просто изобретаю. А потом жду, пока люди поймут, что они могут сделать с моими изобретениями"); журналистка и обладательница мирового рекорда по уровню IQ Мэрилин во Саван; писатель-фантаст Айзек Азимов; звезда "мыльных опер" Алан Рэйчинс.
Попасть в этот почетный список просто: надо лишь сдать тест на интеллектуальность. Впрочем, что такое "интеллект" и "интеллектуальность" не знает никто до сих пор, хотя самой методологии тестов IQ скоро исполнится 100 лет и экспериментальный материал по ее применению накоплен колоссальный. Сегодня в психодиагностической практике используется уже четвертая редакция шкалы, опубликованная в 1972 году.
В основе теста - определение IQ по способности на скорость решать несложные задачи без какой-либо предварительной подготовки. Но эта, казалось бы, примитивная методика тянет за собой такой шлейф последствий (и биологических, и социальных), что иногда это приводит к жарким общенациональным дискуссиям. Так было, например, в 1994 г. после опубликования в США книги Р. Хернстайна и Ч.Мюррея "Колоколообразная кривая". В ней речь идет о кривой нормального статистического распределения величины IQ, измеренной у достаточно большой группы людей. Вот что у них получилось.
Все американское общество по степени познавательной способности (cognitively) Хернстейн и Муррей разделили на пять классов: I - очень высокая (IQ=125-150, таковых американцев - 5%, то есть 12,5 млн. человек); II - высокая (110-125, их 20% - 50 млн.); III - нормальная (90-110, 50% - 125 млн.); IV - низкая (75-90, 20% - 50 млн.) и V - очень низкая (50-75, 5% - 12,5 млн.). Вот тут-то и начинается самое интересное┘
У родителей с низким IQ (V класс) дети становятся бедными в 15 раз чаще, чем у родителей с высоким IQ (I класс). Дети с низким IQ значительно чаще бросают школу недоучившись. Среди лиц с низким IQ значительно больше и тех, кто не может и кто не хочет найти работу. Средний IQ у нарушивших закон равен 90, но у преступников-рецидивистов он еще ниже. С IQ связаны и демографические проблемы: у женщин с высоким IQ (I и II классы) детей меньше и они заводят их позже, чем женщины с низким IQ.
Мало того, только 0,1% средств, выделяемых правительством США на систему образования, идут на обучение особо одаренных школьников, а вот на обучение "двоечников-троечников" с низким IQ тратится 92%. Не приходится удивляться, что сами американцы и признают, что качество школьного образования в США, особенно математического, неуклонно снижается.
Если все население Америки имеет средний IQ, равный 100, то для черных он равен 85, а для белых - 105.
Впрочем, довольно социологии. Поговорим немного о биологии.
Давно было замечено, что, хотя задания теста IQ весьма разнообразны, измеряет он в первую очередь так называемый вербальный интеллект, связанный с деятельностью левого полушария мозга. А вот прочие аспекты мыслительных процессов - образное правополушарное мышление, например, мало затрагивает. Тем не менее установлено, что около 3% населения Земли имеют IQ меньше 70. А вот для американских физиков-теоретиков величина IQ в среднем равна 130.
В этой связи мне вспоминается беседа с нынешним министром по атомной энергии РФ, академиком Александром Румянцевым. Как-то он упомянул, что, для того чтобы получить лицензию директора Российского научного центра "Курчатовский институт", ему пришлось пройти полный курс обучения - вплоть до сдачи теста IQ. Я поинтересовался, каков был результат. "Существенно выше средних показателей, - последовал ответ. - У меня было где-то 120, очень приличный результат. Как сказал наш преподаватель, заметно выше, чем у президента США Билла Клинтона. Но равняться на IQ президента США в этом смысле не вполне корректно, потому что гениальных людей, как правило, никогда не выдвигают на такие должности. В моем случае показатель IQ характеризует, может быть, быстроту мыслительной реакции. А, как правило, у ученых такая реакция достаточно хороша".
Некоторые исследователи приходят к выводу, что зависимость IQ от генов составляет около 80%.
И все-таки можно ли связать деятельность мозга с коэффициентом интеллектуальности? Насколько эти корреляции возможны и оправданны? С этими вопросами я обратился к доктору биологических наук, профессору, сотруднику Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Николаю Косицыну. "Коэффициент IQ может быть использован лишь для самой приблизительной оценки интеллектуальных способностей, - подчеркнул Николай Степанович. - Это не последняя инстанция, то есть IQ - это не есть истина. Лишь для приближенного употребления".
По словам Косицына, исследований связи морфологии мозга с IQ, по-видимому, не проводилось. "Это очень сложно, - заметил Косицын. - У нас в Институте мозга собирались мозги выдающихся людей начиная с Ленина. Очень тщательно изучалась их морфология, но, по сути дела, ни к какому конкретному выводу в отношении тех взаимосвязей, о которых вы спрашиваете, после этих исследований ученые не пришли".
Впрочем, повторяю, IQ настолько мощный и непредсказуемый в социальном плане инструмент, что тут приходится делать множество поправок и оговорок.