Мормоны, или члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, относятся к числу сравнительно новых для России религиозных движений. Однако на Западе история этого движения началась еще в 1830 г. с выступления Джозефа Смита, объявившего о чудесном обретении Книги, выгравированной на золотых листах древним пророком Мормоном и спрятанной на горе недалеко от деревни Манчестер в штате Нью-Йорк. "Книга Мормона: Новые свидетельства об Иисусе Христе" наряду с книгами Ветхого и Нового Заветов почитается членами Церкви как Священное Писание.
В ней рассказывается о том, как после воскресения Иисус Христос продолжил свою проповедь среди двух потерянных колен Израиля, каковыми согласно Книге Мормона были индейцы Америки. Джозеф Смит, почитаемый членами Церкви как пророк, призвал к восстановлению истинной Церкви Иисуса Христа, и вокруг него довольно быстро сплотилась группа единомышленников. После долгих мытарств и скитаний, пережив убийство своего пророка, члены Церкви достигли территории нынешнего штата Юта, где основали город Солт-Лейк-Сити, ставший главным религиозным центром мормонов.
Благодаря программе "Открытый мир", осуществляемой при поддержке Библиотеки конгресса США, мне удалось не только побывать в штате мормонов - Юте, но и провести неделю в мормонской семье.
В аэропорту Солт-Лейк-Сити нас встречали с табличками, на которых значились наши имена. Табличка с моим именем оказалась в руках у мальчика-подростка. Обратившись к нему по-английски, я с удивлением услышала в ответ русскую речь. Оказалось, что Сережа был усыновлен американской семьей и вот уже год живет со своими новыми родителями в США. По дороге из аэропорта я узнала, что в "моей" семье восемь детей и среди них еще один приемный ребенок - Настя, тоже из России. Спешу разочаровать читателей, почерпнувших свои знания о мормонах из повести Конан Дойля "Этюд в багровых тонах": их семьи с 1890 г. могут быть только моногамными. (Тем не менее отдельные факты полигамии сохранились до наших дней у "мормонов-фундаменталистов" в штатах Юта и Аризона, см. журнал "GEO", # 10-1, 1998/1999. - Прим. ред.).
В своей комнате я обнаружила Книгу Мормона на русском языке, однако несмотря на это, разговоров о религии мне никто не навязывал. Вопросы задавала я, а мне на них всегда охотно отвечали.
Программа пребывания в Солт-Лейк-Сити включала в себя встречи со старейшинами - представителями руководства Церкви, или членами так называемого Кворума Семидесяти. Во время торжественного обеда я сидела недалеко от одного из них. В какой-то момент он решил вступить со мной в разговор, задав чрезвычайно простой вопрос: "Что вы читаете?" Я, полагая, что с высокопоставленным церковным руководителем следует беседовать лишь о серьезных материях, сказала ему, что читаю книги по истории религии, Священные Писания, в том числе и Книгу Мормона. "Хорошее чтение", - ответил он и, вероятно, посчитав меня завзятой ханжой, обратился к сидящей между нами девушке-мормонке с тем же вопросом. "Книгу о Мэрилин Монро", - ответила она, к моему изумлению, после чего между ними завязалась оживленная болтовня.
Это был не единственный случай, демонстрировавший широту взглядов и интересов членов Церкви. Так, в принимавшей меня семье младшие дети были увлечены Гарри Поттером, причем у их родителей это не вызывало ни малейшего беспокойства. (Напомню, что некоторые христианские фундаменталисты в США устроили акцию публичного сожжения книг Роулинг.) Вообще дети в этой семье держались совершенно естественно, по-детски и вовсе не выглядели фанатиками, зацикленными исключительно на религиозных ценностях. Как-то вечером младшая девочка в семье показала мне среди многих других фотографий снимки, на которых она была запечатлена в роли пастуха в школьном рождественском спектакле. Комментируя эти фото, она сказала: "Вообще-то мне предлагали роль Марии, но я отказалась, мне не нравился мальчик, игравший Иосифа".
"Каждый член Церкви - миссионер" - этот принцип отношения к миссионерской работе сформулировал один из ее бывших президентов Дэвид Маккей. Считается, что члены Церкви, по преимуществу неженатые юноши в возрасте от 19 до 25 лет (хотя девушек среди миссионеров тоже немало), должны посвятить два года миссионерской работе. К этой деятельности молодых людей начинают готовить с раннего детства. "Когда я подрасту немного, тотчас на миссию пойду. На службе буду я у Бога, учить Евангелию начну" - немудреные слова этой песенки, равно как и рассказы родителей об их миссионерской работе, воспитывают в детях отношение к проповеди учения как к своей почетной обязанности. Достигнувшие положенного возраста заполняют специальную анкету и ждут письма от президента Церкви, в котором им сообщается, куда он будет направлен. Миссия - дело почетное и не финансируемое Церковью. Еще в детстве мормоны начинают откладывать часть карманных денег на свою будущую миссионерскую деятельность.
Шагом, приближающим молодых людей к служению, становится двухмесячное пребывание в Центре подготовки миссионеров. Там их обучают языку той страны, в которую они направляются. Вернувшись на родину, молодые люди часто связывают свою будущую профессию со страной, где они жили в течение двух лет. Вероятно, поэтому число выпускников-русистов в мормонском университете Бригама Янга самое большое в США.
Главной достопримечательностью Солт-Лейк-Сити, безусловно, является храм. К сожалению, мне пришлось ограничиться осмотром его снаружи, поскольку вход в мормонские храмы в отличие от помещений, где проходят молитвенные собрания, разрешен лишь достойным членам Церкви. Многие таинства, такие, как крещение, причастие, рукоположение священников можно совершать и вне храма. В храмах же совершаются высшие для мормонов таинства: омовение, помазание, бракосочетание и др. Храмовые обряды предназначены как для живых, так и для умерших. Члены Церкви могут совершить крещение за своих умерших родственников, выступая их "доверенными лицами". Об обрядах не принято говорить вне храма, дабы не нарушить святость.
Впечатления, полученные за одну краткосрочную поездку, наверное, недостаточны для формирования полного представления о мормонах. Но, я думаю, их достаточно для того, чтобы разрушить страхи и стереотипы, заимствованные в том числе и из уже упомянутой повести Конан Дойля.