Темнота здесь наступает внезапно и быстро, в течение каких-то двух-трех минут, и при этом круглый год в одно и то же время - в 19 часов 15 минут. Только что было светло и солнце ласкало вас в своих теплых и сверкающих лучах, и вдруг без всякого заметного перехода день сменяется ночью. Солнце исчезает, на небе высыпают звезды, и оно становится иссиня-черным, даже каким-то угрожающим. Причем то же самое я видел не только в Нигерии, но и в других африканских странах. Черная Африка имеет черное небо.
Ночная жизнь в нигерийской коммерческой столице Лагосе не замирает ни на секунду. В богатых районах публика утоляет жажду наслаждений в шикарных ресторанах и ночных барах, в бедных - в мелких кабачках и борделях. С наступлением темноты оживает и многоликий преступный мир. О масштабах здешней преступности дает представление хотя бы такой факт: недавно в одну из лагосских ночей из городского порта было похищено 100 тыс. тонн зерна. А жители штата Анамбра встревожены кражами деревянных статуй из местных храмов. Характерно, что ограбления совершаются выборочно - крадут изображения только тех божеств, которые приносят жизненный успех, особенно в земледельческих или коммерческих делах. Однако жрецы из Анамбры уверены: боги сами покарают тех, кто совершает подобное святотатство.
В Лагосе у меня не раз возникало ощущение, что здесь живут лишь две категории населения: владельцы шикарных автомашин и те, кто снует под колесами этих авто, протягивая изможденные руки и умоляя купить у них что-нибудь - от кока-колы до косметики - лишь бы получить вожделенные найры (местную валюту). По обочинам - масса нищих и калек, которые, размахивая оставшимися от рук и ног култышками, выпрашивают милостыню.
Нигерийцы чрезвычайно гордятся тем, что в их стране есть автосборочные заводы. На заднем стекле чуть ли не на каждого "Пежо" можно прочитать: "Пежо. Престижная нигерийская машина". Свои предприятия в стране имеет и "Фольксваген". При обилии автомашин я лишь раз видел в Лагосе светофор, да и тот не работал. В дороге все зависит от чувства реакции у водителей. Но больше всего стоит опасаться "ночных призраков" - тех, кто по ночам раскатывает с потушенными или выключенными фарами, а подобных "весельчаков", увы, немало.
Самое высокое в Нигерии здание (25 этажей) находится в Ибадане, втором по площади после Каира африканском городе, центре штата Ойо. Здесь же расположен первый хорошо технически оборудованный стадион в Тропической Африке под громким названием "Свобода", построенный в 1959 г. Кроме того, в Ибадане находится резиденция Олубадана - местного короля этноса йоруба. Здесь необходимо пояснить, что британские колонизаторы в свое время сохранили в Нигерии монархические институты, ведущие свое начало из далекого Средневековья. Короли, управлявшие отдельными районами страны, служили своего рода посредниками между колонизаторами и основной массой населения.
В независимой Нигерии региональные монархи потеряли свою былую власть и величие и существуют скорее как реминисценция, как живая память о былом "золотом веке" традиционных вождей. Олубадану, например, городской муниципалитет выделяет ежемесячную стипендию. Ему запрещено иметь солдат, но у него есть право на гарем, евнухов и слуг, которые также получают зарплату от местных властей. Насчет евнухов надо сразу оговориться: времена, когда короли кастрировали тех своих подданных, которые заслужили их расположение или любовь, давно канули в прошлое. Ныне евнухи отличаются от остальных придворных чисто церемониальными функциями: прежде всего это люди, которые последними видят короля перед тем, как тот отходит ко сну, и первыми приветствуют его по утрам.
Короля Ибадана приглашают несколько раз в год на народные фестивали и другие торжества, где от его имени зачитывают речи. Сам Олубадан, увы, не имеет образования и плохо знает английский язык, хотя, как лицо, претендующее на административный статус, должен публично изъясняться на государственном языке. Торжественные мероприятия король, как правило, посещает в сопровождении большой свиты, в национальной одежде йоруба (в брюках, рубашке и поверх ее широком расклешенном балахоне с короткими рукавами, на голове - скромная шапочка, которую носят, сдвинув на правый или левый бок и немного приплюснув).
Гаремы есть не только у королей и не только у мусульман, это скорее этническая, а не религиозная традиция, преобладающая у этносов йоруба и хауса. Выйдя из дома, женщина из гарема обязана носить чадру, но зачастую ее заменяет белая вуаль. Многоженство широко распространено даже среди интеллигенции, что нехарактерно для Западной Африки.
Как-то в местной газете "Уикенд конкорд" мне попалось весьма красноречивое письмо, адресованное даме: "Ваше объявление "Я ищу мужа" привлекло мое внимание в связи с поисками четвертой жены. Мои три жены имеют различный со мной социальный и религиозный статус. Моя первая жена принадлежит к африканской традиционной религиозной культуре. Моя вторая жена - мусульманка. Она посвящает значительную часть времени своей вере, но не умеет рассказывать истории. Третья жена не исповедует никакой религии. Она служащая в правительственном учреждении... Сам я нахожусь под защитой всех религий, исповедуемых моими женами. Забудьте о том, что у меня несколько жен. В прошлом лучшие религиозные мужчины были полигамны".
Религиозный плюрализм, выраженный в этом письме, по-моему, очарователен, особенно на фоне периодически приходящих из Нигерии сообщений о конфликтах на почве межконфессиональных разногласий.
Лагос-Ибадан-Москва