В Новочеркасске, на углу Платовского проспекта и улицы Атаманской, находится Музей истории Донского казачества. Его здание построено по проекту знаменитого архитектора Александра Ященко. Место под застройку выбирали сами казаки.
Мраморные ступени ведут в зал казачьей славы. Боевые знамена и оружие, кресты и медали, портреты суровых и мужественных людей┘ Рассматриваю саблю, подаренную Городским советом Лондона войсковому атаману Матвею Платову за участие в войне с Наполеоном. В 1919 г. оружие было вывезено белоказаками за границу, а вернулось в музей спустя почти три десятилетия.
Сегодня мало кто знает, что основателем первого на Дону исторического музея был знаток донской старины Харитон Иванович Попов, он же являлся и первым его директором. Не имея высшего образования, он сумел стать одним из самых известных на Юге России историков. В 1853 г., когда началась Крымская война, он защищал восточное побережье Азовского моря. После войны Харитон Иванович работал в областном статистическом комитете и был в числе тех, кто в 1867 г. высказался за устройство музея при комитете. Однако только в 1880 г. донские власти откликнулись на предложение Попова и его единомышленников. В населенные пункты Дона было отправлено циркулярное письмо, предписывающее окружным атаманам заниматься сбором предметов старины с последующей их пересылкой в Новочеркасск. На базе этих поступлений и возникло "древлехранилище", которое стало основой музея.
Со дня открытия музей активно пополнял свои фонды. В 1900 г. по приказу военного министра Куропаткина ему были переданы хранящиеся в Войсковом правлении регалии и знаки атаманской власти (пернач, бунчуки, насеки), а также знамена, именное оружие.
В 1913 г. Донскому музею были переданы многие экспонаты с юбилейной (посвященной 300-летию дома Романовых) областной сельскохозяйственно-этнографической выставки, проведенной в Новочеркасске. Русско-японская и Первая мировая война обогатили музей, уже обладавший уникальным оружием и редкими экспонатами, новыми реликвиями.
В 1919 г. белое Донское казачество, отступая под натиском Красной Армии, в спешке вывезло экспонаты в Новороссийск, чтобы затем переправить за границу. По приказу Донского атамана Африкана Богаевского были вывезены за границу казачьи знамена, золотая булава, серебряный пернач, именное и жалованное оружие, сабли Матвея Платова, архив Войска Донского и многое другое (стоимость вывезенного составляла более 8,5 млн. руб.).
Трагичной была судьба музейных ценностей и казачьего архива на чужбине. Что касается архива, из исследований ростовского историка Евгения Кирсанова нам известно, что вначале он был отдан на хранение в музей в Белграде. В 30-е годы архив переехал в Прагу. Потом его переправляют в Австрию. А в 1944 г. архив был вывезен в Германию, в один из музеев Дрездена. В 1945 г. передают на хранение представителям американской военной администрации. 28 июня 1945 г. архив по распоряжению американской оккупационной комендатуры Лансгута якобы был направлен на хранение в один из банков Мюнхена. Далее следы архива, увы, теряются.
Музейным ценностям, можно сказать, повезло больше. Они вначале попадают в Константинополь, затем в Сербию, а в 1927 г. - в Чехословакию, где хранятся в Пражском национальном музее. После окончания войны часть экспонатов попадает в Русский заграничный исторический архив. В 1946 г. после долгой и упорной переписки 1750 экспонатов возвращается в Новочеркасск. Среди них коллекция старинного оружия, в том числе и шпага императора Александра I, пожалованная Войску Донскому за героизм в Отечественной войне 1812 г.
Хранится в музее и сабля, жалованная полковнику Федору Денисову императрицей Екатериной II "за отличные и храбрые верные службы".
Вернулись на родину знаки атаманской власти, а также боевые знамена, овеянные пороховым дымом под Бородино, Малоярославцем.
Сегодня радует посетителей музея и богатейшая нумизматическая коллекция - монеты древнегреческих колоний, времен Золотой Орды, русские монеты с XVI века. Есть здесь медаль периода Семилетней войны с надписью "Победителю над пруссаками", бронзовый Суворовский крест с чеканной надписью "За взятие Измаила".
В собрании музея хранятся и два уникальных предмета - серебряные фалары (плечевые украшения сбруи лошади). Их можно датировать II в. до н.э. Они также входили в состав коллекции, которая в годы Гражданской войны была вывезена за границу. Фалары составляют комплект, в котором изображения одного и того же фантастического животного размещены на двух бляхах и обращены мордами друг к другу. Круглые серебряные диски вначале были оттиснуты на матрице, затем рельефные детали изображений были дополнительно проработаны чеканом и позолочены. В центре - изображение фантастического зверя. Рогатая голова грифа с массивным клювом и большим миндалевидным глазом венчает толстую шею, которая переходит в мощную грудь и туловище льва. С лицевой стороны по фаларам были нанесены несильные удары острым орудием - копьем или кинжалом, они не повредили изображения.
В музее создана целая галерея портретов войсковых атаманов. Есть здесь и портрет легендарной донской красавицы Меланьи Карповны Ефремовой - третьей жены войскового атамана Степана Даниловича Ефремова, портрет которого также находится здесь. Будучи уже в возрасте, влюбился Степан в юную, на 20 лет себя моложе, красивую казачку Меланью. Она бойко торговала бубликами на базаре и тем самым содержала всю свою большую и бедную семью. Ни разница в сословном положении и возрасте, ни упорство девушки, которая не очень хотела этого брака, не остановили Степана, и в 1753 г. он повел Меланью под венец.
По приказу атамана на центральной улице Черкасска (ныне Старочеркасск) были накрыты столы, тянувшиеся от Воскресенского собора до Петропавловской церкви на несколько сотен метров. Пиршество длилось несколько недель. На свадьбе гуляли приблизительно 20 тыс. человек.
В богатстве и почете прошло двадцать лет. Арест и ссылка Степана Ефремова обрушились на Меланью Карповну неожиданным и жестоким ударом. Все имущество атамана было отписано в казну, Меланье назначено скромное довольствие. Не ропща на судьбу, воспитывала она своих детей. Вскоре сыновья ушли на военную службу, дочери вышли замуж. Одна из них - Надежда - стала женой будущего героя Отечественной войны 1812 г. Матвея Платова.
Меланья Карповна изредка получала письма от мужа из далекого и холодного Петербурга, а в 1784 г. Степан Ефремов умер. В 1804 г. умерла и Меланья Карповна.
В память о Меланье и Степане осталась не только поговорка "Наготовлено, как на Меланьину свадьбу!", но и их портреты, выполненные в свое время неизвестным художником.
Новочеркасск