И вот наследие. Степанида Власьевна отошла без завещания, а это - все юристы подтвердят - неприятная ситуация. Поэтому все перепуталось. Например, левое и правое.
Когда в Советском еще Союзе пошло расперчение (недавно услышала такое слово - очень понравилось) и появились всякие "неформалы", западные корреспонденты со специализацией "на русской идее и русской душе" очень любили щеголять тем, что разбираются в местных понятиях политического правого и политического левого. Понимаете, учили они коллег, у русских все наоборот. Правые - это не поддающиеся перестройке коммунисты, твердые искровцы, те, кто хочет сохранить все как было. Поэтому их еще называют консерваторами. А левые - это как бы либералы, западники, сторонники капитализации страны. И радикалы, анархисты, социал-демократы - они тоже левые. Очень красивые дискуссии шли по вопросу, можно ли называть левыми монархистов. Бывший успешный советский историк, депутат первого призыва, обладатель красивой дворянской фамилии, красивой рыжей бороды, душистой трубки и английского твидового пиджака, английских вельветовых брюк, английского замшевого жилета, замшевых ботинок и клубного галстука, так объяснял свою identity: "Я, конечно, западник и либерал. И, как порядочный человек, не могу не сочувствовать социал-демократическим идеям. Но в общем и целом я монархист, потому что, знаете ли, еще мой прапрапрадед присягал┘ дарственная табакерка┘ орден Андрея Первозванного┘"
Как-то это постепенно устаканилось, потому что очень уж неудобной была эта путаница, а слияние с общемировой системой координат получилось быстрым, стремительным. Но только вот что - не до конца устаканилось-то. По названиям - да, и по идеям: "Союз правых сил" - либералы и западники, коммунисты - левые, да. По политической, экономической сущности. Но только не по - знаете чему? - не по стилю.
Какой стиль у левого Зюганова - понятно какой, номенклатурный. Каким еще он может быть. Ну, костюмчики, конечно, не москвошвейные, но это неважно. И, конечно, его нельзя не назвать консервативным, этот стиль. "Консервативный", который однокоренной с "консервами". "Из Страсбурга пирог нетленный" (паштет в банке) и нетленный вождь в Мавзолее - вот что такое консерватизм. Консерватизм по определению не может не апеллировать к какому-то идеалу, находящемуся в прошлом, в прошедшем времени. Потому что иначе - что охраняется, сохраняется-то?
Воплощением английского консерватизма была Барбара Картленд, покойная мэтресса любовного романа, мачеха принцессы Дианы. Во всем - в поведении, в речи, в языке, в костюмах - она придерживалась подчеркнуто пассеистского стиля: никто не видел ее без вуали, кружевного зонтика, ажурных перчаток. Правее правого, гораздо правее своей падчерицы, едва ли не правее всей королевской семьи, ну, может, за исключением самой Елизаветы Георгиевны и мужа ее Филиппа.
И вот, например, российский правый лидер Ирина Хакамада. Человек выбривал себе на затылке бабочку и ходил таким образом на заседания Думы. Что это - сбой стиля, необдуманная эксцентричность, пробой пиара? Да нет, мне кажется, нет. У Хакамады изумительный стиль. Просто он совсем другой.
Мне кажется, вот что - наши правые, они не совсем правые. Я имею в виду не конкретно СПС, а некие широкие массы, условно близкие к ним по духу, по биографии, по пристрастиям. По возрасту, наконец, по материальному положению. Те, кого можно было бы назвать яппи, но!.. В том-то все и дело, что яппи у нас практически нет. У нас их как-то не получилось.
Зато отлично получились те, кого называют бобо - богемная буржуазия. Люди, которые, принадлежа объективно к капиталистическому классу, придерживаются вполне богемного стиля и образа жизни. Встают поздно, ложатся поздно. Манкируют галстуками. Вась-вась с подчиненными, да и со всеми вась-вась. Разъезжают по офису на самокатах. В отпуск ездят шесть раз в год, даже в ущерб бизнесу. Свободное время ценят дороже сверхприбыли. Потому что жизнь, знаете ли, дается лишь раз, и прожить ее надо свободно и с максимальным удовольствием. То есть это уже, заметьте, философия, не больше и не меньше.
Но что такое, опять-таки по определению, богемный образ жизни? Это жизнь, совершенно свободная - прежде всего! - от собственности. То есть это совершенный, идеальный, первобытный коммунизм. Кибитка, мансарда, сквот, коммуна┘ Ну, это, конечно, too much для нашего бобо. Но футболка с Че, свитер с эсэсэсэр, отпуск на Кубе - это нормально, даже отлично! Быть немножко левым (в классическом смысле слова) - это современно, модно, изящно. Получается так. Впрочем, говорят, серп с молотом на майке уже надоел. Самый хит сейчас - большой Микки-Маус, чем уродливей, тем лучше┘ В общем, опять путаница.