В годы офицерской юности чуть ли не все отпуска я проводил на военной турбазе "Терскол", что в Баксанском ущелье, упирающемся в подошву Эльбруса. Местное начальство уже признало меня альпинистом и не принуждало к туристской обязаловке. Потому я и гостевал в соседних альплагерях, где брали на восхождения.
Казалось бы, для полного счастья более не нужно ничего. Но поди ж ты - не давал покоя висячий ледник Терскол. Матерые альпинисты отказывались на него "терять день". Я же тогда писал статью "Солдатская судьба Эльбруса" и знал ветеранов, обходивших здесь гитлеровцев осенью 1942 года.
В таких случаях гордиев узел рубят в одиночку. Увидев меня с ледорубом и рюкзачком, приятель-турист напросился в компаньоны. Малый крепкий. Взял его. Тут же он рекомендовал двух подружек. За привлекательность я мысленно назвал их обаяшками, приятель же грубо окликал их тушканчиками. Словом, откуда ни возьмись - теплая компания.
От турбазы до ледника 5-6 километров. И все вверх. Если поселок находился на высоте 2200 метров, то язык ледниковый зависал километром выше. Шли по бараньим тропам. Восторги от наклонных цветущих лугов, сосновых перелесков с грибами и смородиной вскоре испарились. Вот и тропа как бы растворилась в каменных осыпях, участились скальные откосы. Солнце столь же яркое, как и внизу, но зноя нет и в помине. Если накрывали клоки тумана, то обдавало стужей с ног до головы. Тушканчики закашляли и запросили отдыха.
До ледника вроде бы рукой подать, и метров 800 я, будь один, продвинулся бы. Оставить, что ли, группу здесь и рвануть? Потрясали и подавляли размеры ледника. Покрытый снегом наверху, при накате на скальную пропасть он иссекался поперечными трещинами, дробясь на падающем участке на сотни многоэтажных столбов. Темные при облачности, в лучах солнца столбы превращались в скопища изумрудов, бриллиантов и каких-то еще драгоценностей. Как же эти гиганты, по сути падая, хранят устойчивость и блюдут могильную тишину? Ледник завораживал, ослаблял наш иммунитет. Тушканчики, уже не маскируя свою дрожь, не отводили глаз от ледника: один к одному мыши перед удавом. Нет, оставлять их тут нельзя.
...Бр-р-р! - отвратный звук резания стекла тупым алмазом. Площадка под нашими ногами словно бы чуть-чуть уехала. Несколько булыжников, освобожденных от всяких запретов, дико, всласть запрыгали к пропасти. Моих тушканчиков горный бог не обидел, не задело. После мини-паузы раздался оглушающий грохот, от которого мы дружно прижали уши ладонями. Падал один из сине-зеленых айсбергов. В первые секунды оловянным солдатиком, затем стал разваливаться, бомбя обширный котлован ущелья трехэтажными осколками. Теперь уже дрожали не только тушканчики, но и склоны. Белесое облако, метнувшееся вверх, раздалось вширь, накрыло нас, забило рты и носы ледовой ватой, вонзилось в поры иглами. Я кинулся обнимать полуобморочных тушканчиков, загораживая их от катастрофы. Грохот сходил на нет около двух минут... Засияло солнце. Седая мгла опускалась на дно ущелья. На ее массе полыхнула радуга.
Эту ледниковую катастрофу вызвало легкое землетрясение.
Если тебя околдовал альпинизм, то от ледников никуда не деться. Собственно, и высокогорье-то открывают ледники. Как река Амазонка первой доставила открывателей в джунгли, так и ледники провели восходителей к вожделенным пикам.
Гляциологи добавят: на нашем шарике ледниковых масс в 32 раза больше, нежели поверхностных вод суши. У них в ходу и такая арифметика: если ледники ровно разгладить по Земле, получится "шуба" толщиной в 50 метров! К счастью, Демиург не упростил лик Земли, а разумно удалил ледники на полюса и в высокогорье. Это решает проблемы водопользования у жителей предгорий и у горцев.
Возникшая в XIX веке наука гляциология занимается обширным комплексом проблем, связанных со всеми видами ледников. И все же корифей советской гляциологии М.В. Тронов выделил из точных дисциплин эстетическую: "Ледники дарят людям красоту".
По воде, аки по суху, - это чудо возможно лишь на ледниках - замороженных реках. Скорее всего подобные парадоксы вдохновили на исследования льдов и князя П.А. Кропоткина. Широким массам историки рекомендуют его как идеолога анархизма. Между тем Петр Алексеевич был действительным членом Русского географического общества, изучал горы и ледники. В 1876 году издал фундаментальный труд "Исследования о ледниковом периоде". Именем князя-ледолюба назван 53-километровый ледник в бассейне Карского моря.
Мне посчастливилось пролететь на вертолете над памирскими глетчерами: Федченко (длина 77 км) и Фортамбек (27,2 км). Тянь-шаньский же Южный Инылльчек (61 км) пришлось протопать своими двоими, что, на мой взгляд, круче восхождения на вершину.
На ледниках легко погибнуть или покалечиться, упав в замаскированную трещину. Толща льда доходит до 400 метров, а трещины - до 70 метров в глубину. Тут лучше двигаться в связке, как на восхождении...
Разумеется, я отслеживал всю информацию о катастрофе на пульсирующем леднике Колка в Северной Осетии. Когда-то мне привелось побывать на Казбеке, увешанном, как и Эльбрус, ледниками. В Казбекско-Джимарайском ледовом комплексе залегает и Колка, длиной 8,4 км. Гляциологи фиксировали его агрессивные подвижки в 1902 и 1969-1970 годах. Судя по моренным отложениям, подвижки случались и в предыдущие века, так что наука внесла Колку в реестр пульсирующих. Что за зверь - пульсации? Великолепные наши гляциологи А.Орлов и Л.Серебряный в своей книжке "Ледники в горах" объясняют: "...пульсации - закономерное выражение неустойчивых динамических условий, периодически возникающих внутри ледниковых систем, однако этот процесс могут стимулировать такие внешние факторы, как землетрясения..."
В 1902 году ледово-каменный сель со скоростью курьерского поезда прокатил вдоль реки Геналдон 8 верст. Погибло много людей, еще больше скота. Вниз рухнуло до 75 миллионов кубометров микса льда с камнем. Перекрытые боковые потоки вспучились в озера-новоделы. Долина освободилась от этого безобразия через 12 лет. Еще более масштабную разруху учинил Колка в 1970 году.
Резонанс нынешней ломке ледника придало исчезновение на нем киногруппы во главе с Сергеем Бодровым, актером действительно притягательным. Но вот простенькая арифметика: с 1902 по 1970 г. он молчал 68 лет, а ныне взбеленился уже через 32 года. Почему? Уже озвучены версии: пиротехнические забавы киношников, землетрясение, теракт, естественная пульсация. Последняя причина мне представляется маловероятной при повсеместном уменьшении кавказских ледниковых масс. Предыдущие версии не исключены, хотя, как я наслышан, землетрясения в Осетии тогда не было. Что же тогда? Теракт? Пиротехника? Возможно...