Ирак крайне условно можно определить как "мусульманское" (где подавляющее большинство населения мусульмане), а не "исламское" государство (т.е. такое, где государственное право основывается на законах шариата). По вероисповеданию население страны делится следующим образом: 97% составляют мусульмане (из них шииты - 60-65%, сунниты - 32-37%), 3% приходится на христиан и представителей других религий. Большинство христиан Ирака ассирийцы, принадлежащие к так называемой халдейской Сиро-Католической Церкви. На северо-западе Ирака проживают курды-йезиды (около 170 тыс. человек), исповедующие синкретическую религию с элементами древнеиранских культов. Они признают боговдохновенными книгами Библию и Коран, верят в божественность Иисуса Христа. На юге страны в нескольких деревнях живут арабы-сабии (приблизительно 65 тыс.), или, как их еще иногда называют, "последователи Яхьи" (Иоанна Крестителя). Для сабейского исповедания характерны элементы иудейской и христианской практики, а также развитый культ воды, восходящий, видимо, к особой очищающей роли крещения.
У нынешней политической элиты страны отношение к религии весьма неоднозначно. С одной стороны, известно, что Саддам Хуссейн время от времени публично подчеркивает свою приверженность исламу. По телевидению часто показывают кадры с президентом, совершающим молитву-намаз, на национальном флаге страны помещены слова "Аллах акбар" ("Аллах превыше всего"). С другой - многие поступки и действия Хусейна не всегда согласуются с исламскими постулатами. Например, написание им сур Корана собственной кровью многими авторитетными суннитскими богословами расценивается как действие недозволительное, поскольку в мусульманском Священном Писании использование крови не по прямому назначению трактуется как оскверняющее действие. Не очень согласуются с суннитской доктриной и бесчисленные изображения и изваяния лидера.
Кроме того, есть сведения, что для решения своих жизненных проблем представители клана Хусейна обращаются не только к исламу. Так, еще в 1979 году двоюродный брат Саддама Аднан Харилла попросил монахов существующего в Ираке древнего христианского монастыря помолиться о сохранении ребенка у своей жены, тяжело переносившей беременность. Для роженицы все окончилось благополучно, о чем было сообщено президенту. После этого Саддам дважды посетил монастырь, в 1980 и 1981 гг.
Известное напряжение в религиозную ситуацию в стране вносит культ личности Саддама. Он, в частности, выражается в том, что вместе с именем лидера страны мусульманам необходимо постоянно произносить формулу "Да сохранит и сбережет его Аллах", в чем многие верующие видят аналогию со словами почтения, относящимися исключительно к пророку Мохаммеду ("Да благословит его Аллах и приветствует").
Кроме того, местные христиане (даже несмотря на то, что правая рука Хуссейна премьер Тарик Азиз - христианин) испытывают весьма жесткий прессинг со стороны властей и спецслужб. В частности, от сиро-халдейских священников требуют перевода богослужений с традиционного литургического арамейского языка на современный арабский. Помимо этого, христианам практически запрещена какая-либо социально-благотворительная деятельность. Понятно, что подобного рода обстоятельства усиливают (пусть и скрытое) внутреннее недовольство режимом.
И еще одно, несколько парадоксальное обстоятельство. Война цивилизаций на иракском участке ее фронта может оказаться столкновением ислама┘ с исламом. Как уже отмечалось большинство мусульман Ирака шииты, хотя при этом абсолютная власть принадлежит суннитскому клану Хусейна. Именно это обстоятельство часто служило одной из причин многих проблем, возникавших внутри и вокруг страны. В частности, одним из лозунгов восьмилетней ирано-иракской войны была необходимость помощи со стороны Тегерана угнетаемым единоверцам-шиитам. Именно в Ираке расположены основные духовные и богословские центры шиитов - Кербала, Неджеф, Куф. Здесь находятся могилы почитаемых шиитами имама Али, зятя пророка Мохаммеда, его сыновей-мучеников Хасана и Хусейна. Да и наибольшим авторитетом среди шиитов пользовались именно иракские богословские школы.
Сегодня в своем стремлении установить демократию в Ираке Вашингтон пытается, и, по имеющимся сведениям, небезуспешно, опереться на шиитское большинство. Так, в августе этого года представители американской администрации имели конфиденциальную встречу с влиятельным шиитским лидером Ирака Мохаммадом Бакиром аль-Хакимом, председателем Высшей ассамблеи исламской революции в Ираке, находящейся в Тегеране.
Следует отметить, что шииты Ирака и Ирана отличаются не только тем, что первые - арабы, а вторые - персы. В Ираке распространено шиитское течение акбари, в Иране - узали. Принципиальное различие между ними состоит в политических взглядах. Иранские шииты-узали считают, что духовный лидер должен обладать и всей полнотой политической власти в стране, в то время как, по мнению акбари, имамы должны сосредоточиться исключительно на духовно-религиозных вопросах. Поэтому иракские шииты отвергали хомейнистскую концепцию, предусматривавшую абсолютную светскую власть верховного имама, и на протяжении ирано-иракского конфликта сохраняли лояльность Багдаду.
Однако в 90-х гг. начались проблемы. В Ираке произошли шиитские восстания, во время одного из них был взят в плен старший сын президента Кусэй. В 1998 г. убили одного из шиитских лидеров страны аятолла аль-Садра и его сына, а в прошлом году при таинственных обстоятельствах погиб другой влиятельный шиит Хуссейн Бахр аль-Улум.
Политическая ставка на шиитов обусловлена прежде всего тем, что в случае установления парламентской демократии в стране эта община будет представлять собой стабильное большинство. Возможно также и некоторое смещение акцентов в международных отношениях в регионе. Например, Иран наверняка утратит роль страны - духовного центра шиитов мира, которая перейдет к Ираку. Возможная смена нынешнего багдадского режима серьезно смягчит все еще существующее в Иране напряженное отношение к Ираку в плане религиозно-политическом. Все это резко ослабит позиции религиозных консерваторов в Тегеране, усилив соответственно влияние реформистского крыла политиков, что, возможно, позитивно повлияет на обстановку в регионе.
Итак, в религиозно-духовном смысле нынешний иракский режим скорее определяет себя как наследник Древней Вавилонии с ее имперской претенциозностью и помпезностью, а не как часть исламской цивилизации. В качестве гипотезы можно предположить, что на смену Хусейну придет либерально-исламский режим местных шиитов. Но это не более чем гипотеза, поскольку предсказать новые повороты в иракском вопросе вряд ли сегодня возможно, в том числе и в религиозном аспекте.