Валерия Соснина знают в Туле как основателя одного из первых кооперативов, мастера, который рискнул не только ремонтировать часы всех марок и времен, но и создавать современные шедевры забытого в Туле искусства.
Пожалуй, даже не все местные краеведы знают, что традиции часового дела в городе оружейников были заложены Петром Первым, который еще в XVIII веке, ратуя за качество отечественной продукции, повелел тульским оружейникам осваивать сложные механизмы, приводящие в движение стрелки настенных и напольных часов. Часовые механизмы куда сложнее оружейных, и, научившись этому ремеслу, оружейники смогли бы делать ружья, стреляющие также точно, без осечки.
Историческая справка из Тульского музея оружия об этом деянии Петра Алексеевича бережно хранится у Валерия Соснина, и он с удовольствием и с чувством гордости рассказывает о своих предшественниках, тульских часовщиках Чумакове, Толстом, Собакине. Их шедевры можно теперь увидеть в музее оружия либо в частных коллекциях. Кто знает, если бы традиции часового искусства не угасли в Туле еще в конце XIX века, то она сегодня могла бы вполне соперничать со Швейцарией.
Впрочем, Валерий Соснин убежден, что и сегодня при должной организации труда русским мастерам вполне по силам выпускать часы ничуть не хуже швейцарских.
Первые свои часы-будильник он собрал и починил в 12 лет. С тех пор его не покидала детская страсть к механизмам, приводящим в движение стрелки хронометров, хотя этот потомственный казак из рода Дутовых, переехавший в трехлетнем возрасте в Тулу в 1955 году из станицы Слепцовской Сунженского района Грозненской области, пытался стать и военным, и железнодорожником.
Когда Валерий Соснин пошел на курсы часовщиков, то вместо положенных шести месяцев освоил азы этого дела за три, став помощником, а затем и мастером по ремонту часов. Еще в начале 80-х, когда в Туле появились первые японские "Ориент", швейцарские "Тиссот" и "Роллекс", Валерий Соснин был одним из первых мастеров, кто брался их чинить. Наверное, сказалась детская любознательность и природная казацкая удаль. Тогда же он научился менять хрустальные стекла импортных хронометров, собственноручно изготовив точно такие же из минерального материала. А впоследствии Соснину удалось наладить изготовление утраченных, изношенных деталей механизмов для редких антикварных часов. Для этого у него разработана своя собственная технология и соответствующее оборудование. Поэтому нередко к Соснину за помощью обращаются даже мастера из Москвы, потому что в столице немногие освоили сложный ремонт часовых механизмов. А Соснин смог и даже мечтает написать об этом книгу. Но все недосуг.
Каждые старинные часы для мастера - это маленькое открытие. Так, Валерий Соснин до сих пор вспоминает, как ему еще в начале 80-х пришлось немало потрудиться над уникальным карманным швейцарским хронометром марки "Репетир", который имел лунный и солнечный календари, секундомер и даже мелодичный бой. "Швейцарцы" первоначально находились в золотом корпусе, но в тяжелые времена хозяин продал его, однако и после этого часы не потеряли своей ценности и были впоследствии куплены у него за большие по тем временам деньги - 1000 рублей.
В 1985 году в жизни Валерия Соснина произошло событие, которое по-новому повернуло карьеру часовых дел мастера. По путевке бюро молодежного туризма "Спутник" тогда уже начальник производственного отдела "Тулоблбыттехники" Валерий Соснин побывал в швейцарском городе Бритце, где изготавливаются шварцвальдские часы с кукушкой. Вообще-то городок Шварцвальд находится в Германии. Именно здесь начали делать эти популярные во всем мире часы, в которых вместе с боем из окошка в верхней части корпуса показывается смешная деревянная птичка, издающая характерное "ку-ку". В швейцарском Бритце научились делать точно такие же. Тульский умелец, посетив деревообрабатывающую фабрику, поразился тогда культуре производства, четкому рабочему ритму, идеальному порядку и решил: "В Туле будем делать такие же!" Новаторский пыл Соснина, предложившего наладить изготовление шварцвальдских часов с тульской кукушкой, начальство не разделило. И тогда Соснин ушел с работы и стал одним их первых тульских предпринимателей, основав кооператив "Микрон".
В Орле, где находится завод по производству напольных часов, к идее тульского кооператора выпускать часы с кукушкой отнеслись скептически: "Ничего из этого у вас, молодой человек, не выйдет!" Соснин уехал в Тулу, а через три месяца привез первый экземпляр шварцвальдских часов с тульской кукушкой.
С тех пор часы с кукушкой стали производить в Туле. Правда, сейчас их уже в магазине не купишь, потому что желающих заплатить 200 долларов за веселые ходики в городе оружейников оказалось немного. Однако Соснин не опустил руки, и его мечта наладить производство настенных и напольных часов сбылась.
В "Микроне" научились изготавливать напольные и настенные часы с нуля, то есть с механизма до корпуса. До сих пор они точно отсчитывают время, издавая мелодичный бой в кабинетах Патриарха Алексия II, бывшего главы "Газпрома" Рема Вяхирева, губернатора Орловской области Егора Строева, кремлевских и тульских чиновников.
А недавно Валерий Соснин получил письмо из администрации президента, которая запросила у него образцы тульских часов. Если их дизайн, качество и цена устроят чиновников, то Управление делами президента обещает сделать заказ на изготовление нескольких экземпляров к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, чтобы вручить их наиболее почетным гостям праздника.
Правда, справедливости ради надо сказать, что в России и Москве в частности, большим спросом пользуются итальянские и французские напольные часы. При всем уважении к их качеству Соснин считает, что его часы не хуже. К тому же в отличие от европейских "Микрон" выпускает свои часы поштучно или мелкими партиями. Причем дизайнерские идеи рождаются самим Валерием Сосниным. Что касается качества оформления корпуса, деревянной резьбы, то оно порой не уступает, пожалуй, и мастерству старинных умельцев. В качестве материала используются и русский дуб, и красное дерево, и ясень.
Как известно, маятник напольных часов раскачивается с частотой 60 ударов в минуту. Если внимательно к нему прислушиваться, в такт этому идеальному ритму начинает работать и человеческое сердце. Вот почему каждый уважающий себя и состоятельный во всех смыслах руководитель старается обязательно обзавестись такими часами. Прислушиваясь к ходу часов, можно не только поразмышлять над самой загадочной философской категорией - временем, но и привести в порядок нервы, а значит, и весь организм.
Мастерская Валерия Соснина вся увешана и уставлена часами - старинными, антикварными и современной работы. Они отсчитывают бег времени и издают ни с чем не сравнимые звуки, наполняющие комнату особой атмосферой, совершенно непохожей на ту, что за окном. Погружаясь в нее, невольно ловишь себя на мысли о том, как мало мы еще знаем о мастерах, живущих среди нас, своими руками создающих шедевры, ценность которых мы пока не в состоянии измерить. Кто знает, может, лет через сто или двести вместе с настенными немецкими часами "Мозер", английскими "Нортон" или французскими "Руа де Пари" в музеях и частных коллекциях будут висеть часы с надписью "Тула. Соснин".
Тула