Виктор Иванович Харлашин - личность известная не только в Москве и в России. Слава о его талантах селекционера-голубевода гремит по всему миру.
Голубями начал интересоваться еще мальчишкой. У его родителей в Бескудниково был в те времена собственный дом. И, как положено, во дворе - голубятня. Старая Москва - старожилы это помнят хорошо - когда-то славилась голубятнями. Еще 20-25 лет назад в Первопрестольной было почти 9 тысяч голубиных домиков. Сегодня их куда меньше. И живут там в основном представители декоративных пород. А вот у Виктора Ивановича в его усадьбе на 30 сотках мирно уживаются и "спортсмены", и "декорация". Коттедж для них Виктор Иванович выстроил несколько лет назад. Потом поставил отличный кирпичный дом и для своего семейства. И навсегда покинул город Химки, перебравшись в уютную подмосковную деревушку.
Виктор Иванович в своем увлечении обошел даже ямальского губернатора Юрия Неелова, страстного голубятника. У губернатора Ямало-Ненецкого округа в хозяйстве - 300 голубей. Директор Зеленоградской ярмарки Харлашин в редкой своей коллекции имеет 700 красавцев. И московский монах (разновидность голубиной породы) по кличке Пурцель - призер многих престижных выставок - настоящее сокровище Виктора Харлашина.
К слову, у губернатора Неелова на голубятне живут сегодня голубок с голубкой - подарок шейха - так называемые арабские летные голуби ценой примерно в 8 тысяч у.е. Сколько стоит любимец Харлашина Пурцель - никто не знает. Во время нашей встречи в подмосковном коттедже Николо-Черкизово Виктор Иванович не назвал ни одной цифры, кроме количества особей в птичьем коттедже.
Дом Харлашина может показать каждый. На огромных воротах изображен белый голубь. Ровная, хорошо вычищенная дорожка ведет к "домику переговоров". Этот домик и соединяется с голубиным коттеджем. В белом дворце сразу на двух этажах живут парами голубки с голубками. Отель 5 звезд, не иначе: у каждой семьи - свой номер. Окно нараспашку. Взмах крыльев, и голубок уже во дворе, на свежем воздухе. Но взлететь к солнцу не получится, тут небо в клеточку: высоко над землей натянута сетка.
Харлашин - голубевод-одиночка. Доверить своих голубков (и то ненадолго) он может только жене Светлане или сыновьям. Отсутствовать в Николо-Черкизово может только неделю. Больше разлуки с голубями не выносит. Кормит питомцев сам. Убирает вольеры тоже сам. Вакцинации? Лично сам. Анализ крови, помета? Собственноручно. И если вдруг погибает голубок, тушку в специальной печке Виктор Иванович сжигает самолично.
Несколько лет назад Харлашин был единогласно избран президентом Союза голубеводов России. Ко всему прочему Виктор Иванович - вице-президент Федерации спортивного голубеводства страны. Существует и так называемая раса Харлашина. Дать собственное имя расе голубей в нашей стране удалось пока только 22 голубеводам. Виктор Иванович - один из них. К слову, последние четыре года все первые места в спортивных соревнованиях берут только "спортсмены" Харлашина. Дипломами увешаны все стены в "домике переговоров". Кубки, вазы, коробки с медалями занимают огромную стеллажную полку в кабинете Виктора Ивановича. Среди них главная - Гран-при, полученный в Брно (Чехия).
- Работаю я действительно в одиночестве, - рассказывает Виктор Иванович. - Разве можно найти таких помощников, на которых можно было бы оставить всех 700 голубей? Когда решил построить дом для птиц, не знал, к кому обратиться. Нет у нас в стране "голубиных" архитекторов. И тут пришлось все самому рисовать и строить. Ничего, справился.
За эти годы поголовье голубей увеличилось. В коллекции появились знатные птицы. Кенигсбергские цветнохвостые, немецкий выставочный голубь, "граф Орлов", узбекский двучубый (он у Харлашина уже дважды "золото" взял), а еще крестовые голубые, палевые монахи, волжские, желточистые хохлатые┘ Многие голубки Виктора Ивановича на престижных выставках берут 95 баллов (это высшая оценка). Понятное дело, без должного ухода и качественного питания ни одна бы птица в чемпионы не вышла. В день голубю необходимо в рационе иметь не менее 6 компонентов (больше - еще лучше). Это могут быть просо, ячмень, пшеница, подсолнечник, сорго, льняное семя. Любят голуби кукурузу, гречку и коноплю. Никогда не откажутся от чечевицы. Все эти продукты Виктор Иванович мешками возит с Птичьего рынка. Птица не должна толстеть, а для этого нужно позаботиться о минеральной подкормке. Это может быть мелкий гравий, известь, речной песок, ракушечник и даже прокипяченная яичная скорлупа и каменная соль. Нужны голубям и витамины. В первую очередь А, В-комплекс, С, Д, Е. Дезинфекция голубятни проводится несколько раз в год. Вакцинация - весной. Виктор Иванович знает все о голубиных болезнях.
- Наша страна заразилась разведением декоративных голубей в конце XIX века, - продолжает рассказ Харлашин, - этим увлечением заболели даже русские цари - Александр и Николай Романовы. Заядлым голубеводом стал и Леонид Ильич Брежнев. Разведением элитных пород голубей занят и бывший российский премьер, ныне посол российский в Киеве Виктор Черномырдин. Селекция пород голубей в каждой стране идет по-разному. Иностранные породы в России немногочисленны. Но у нас много своих русских замечательных пород. Чего только стоит один "граф Орлов" (фаворит Екатерины мог спокойно отдать двух породистых рысаков за пару голубей. Отсюда, наверное, и пошло название птахи).
Увлечение Виктора Харлашина вызывает уважение у тех, кто сталкивается с ним по жизни. Как-то довелось познакомиться с известным французским скульптором Бернардом де Сюзи. Пригласил француза к себе в Николо-Черкизово. Месье де Сюзи пришел в неописуемый восторг от того, что увидел в поместье русского. А через некоторое время в адрес господина Харлашина пришла посылка из Франции. Осторожно распаковали┘ Бронзовый бюст хозяина дома с любимым голубем монахом Пурцелем на плече. Сегодня этот бюст стоит в рабочем кабинете Виктора Ивановича. Сходство потрясающее, хотя работал француз у себя в мастерской, не имея перед глазами оригинала. И Пурцель как живой получился, с взлохмаченными перышками.
Москва-Николо-Черкизово