- Синьор Анджелони, в наших энциклопедиях и словарях мода определяется как "господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в отношении одежды и т.д.", насколько вы согласны с таким определением?
- Прежде всего я хотел бы отметить, что мода - явление не статичное, а динамичное. При этом существует мода кратковременная и мода длительная. Длительная мода базируется на изменениях в обществе и в человеке, поэтому она имеет довольно сложную внутреннюю эволюцию. Поскольку вы явно хотите получить серьезный ответ на ваш вопрос, я предлагаю поговорить о классическом мужском костюме. Сразу же следует сказать, что за последние двести лет с точки зрения фундаментальных его элементов он практически не изменился. Многие в этом факте видят боязнь перемен и проявление консерватизма человеческой натуры. Но правильный ответ дала женщина. Американская исследовательница Энн Холлиндер, занимавшаяся историей костюма, сказала, что современный мужской костюм - это конечный пункт его эволюции. Он максимально функционален и эстетичен.
Многие дизайнеры каждый сезон выступают с заявлением, что мужской костюм умер. Но, к примеру, мужская часть власть имущих ни на что не променяет классический костюм. В общем, необходимо признать, что существует мода для сильных мира сего и для тех, кто в истории ничего не значит.
- Одежда, с одной стороны, может подчеркивать фигуру человека, а с другой - быть средством маскировки недостатков, вызывающих недовольство или даже комплексы. Чем в большей степени руководствуются ваши клиенты?
- Одежда, которую мы шьем, идеализирует мужскую фигуру. Прежде всего речь идет о необходимости подчеркнуть разницу между широкими плечами и узкой талией. Представление о правильной мужской фигуре не меняется и, думаю, будет таким же еще лет сто.
- То есть вашу компанию по аналогии с Голливудом можно рассматривать как "фабрику грез"?
- Да, но с одной оговоркой: мы воплощаем грезы в реальность.
- Вопрос практический: какую деталь в мужском и женском ансамбле вы считаете главной?
- Есть детали, чрезвычайно важные для женщины, но далеко не главные для мужчин, например драгоценности. Максимум для мужчины - это запонки и часы. В мужской одежде присутствует некая непрерывность, для женщины важны трансформации, игра фантазии. Если говорить о прическе, то мужчина ее меняет в среднем один раз в жизни, женщина делает это постоянно, к тому же с помощью макияжа она способна менять и лицо. Может быть, мое заявление покажется странным, но я считаю, что внешний вид женщины является аксессуаром мужчины. Это роль, которую женщина за собой признает.
- Неполиткорректное высказывание┘
- Тем не менее это так. Черный смокинг и белая рубашка являются верхом мужской элегантности, в то время как вариаций женского вечернего платья очень много. Когда я вижу пару в вечерних нарядах, для меня очевидно: мужчина всегда одинаков, женщина всегда разная - ощущается, хорошо ей рядом с мужчиной или нет.
- Предлагаю спуститься на более демократичный уровень. Можно ли, с вашей точки зрения, говорить о странах безвкусных и странах, где одеваются хорошо? В России, например, широко распространено критическое отношение к стилю одежды американцев.
- А вот это неполиткорректный вопрос┘ Страны с большой историей и богатыми культурными традициями всегда элегантны. У стран же с короткой историей и с несформированными традициями, даже если эти страны богатые, проблемы со вкусом. Думаю, я ответил на ваш вопрос, не называя ни одной страны.
- Как бы вы могли определить повседневный стиль одежды москвичей?
- Когда страна открывается моде, приходящей извне, на улице можно увидеть буквально все. Например, так было в Японии после войны: там покупали все, что было можно. Потом начинается второй этап, когда формируется локальная мода. Опять же если говорить о Японии, там сегодня сосредоточены самые крупные дизайнеры. То есть на втором этапе происходит возвращение к традиционной культуре страны, которая начинает сочетаться с уличным стилем. Я думаю, что Россия сейчас находится еще в первой фазе, когда все покупается и все людьми носится, но я абсолютно уверен, что ваша страна скоро перейдет на более высокий уровень.
- Но на сегодняшний день у нас господствует эклектика?
- Вот именно. Слишком много всего сразу.
- Вас это раздражает?
- Меня гораздо больше раздражает общество, которое не открылось.
- Говоря о моде, вы настаиваете на ее прямой связи с культурой, однако более существенной мне кажется ее связка с финансами. Вернее, с их обладателями. На том этапе развития, на котором сегодня находится Россия, ими обладают нувориши, к культуре имеющие весьма опосредованное отношение. Вас занимает такая проблема?
- Когда я говорил о культуре, я не имел в виду интеллектуалов. Я имел в виду богатство культуры, которая проникает в школы, в дома, отражается в архитектуре и т.д. Например, потребность в прекрасном у итальянцев рождается из культурного опыта. Известно, что Эйнштейн одевался плохо, но моду определяет высокий средний уровень культуры. Что касается нуворишей, то это проблема этапа, на котором находится сегодня страна. В Америке, например, у нас может одеваться обычный профессионал - медик, юрист и т.д. Так что это просто вопрос времени.
- В России очень популярна фраза одного из героев Достоевского: "Мир спасет красота". Является ли мода составной частью этой спасительной красоты?
- Конечно. Мода - это универсальный язык, который понимают все люди всех народов и всех времен. Мода людей не разделяет, а объединяет, поскольку мода противостоит хаосу и жестокости. Мода в конечном итоге - это поиск прекрасного.