Каждое утро в окне кабинета, расположенного на втором этаже в лондонском доме классической архитектуры по Нью-Бонд-стрит, можно увидеть человека, сидящего за своим рабочим столом. Перед ним лежат пригоршни бриллиантов - безупречной формы и всевозможных оттенков: голубого, розового, желтого. Человек привычным движением рук перебирает камни. Поначалу его можно было бы принять за героя какой-нибудь новеллы Оскара Уайльда, если бы не внимательный взгляд, выдающий профессионала. В его воображении рождаются изумительные вещи. Человек, о котором идет речь, - Лоуренс Графф. Будучи ювелирным поставщиком британского королевского двора, он воплотил в жизнь свой девиз: "Сколько бы ни стоил наш бриллиант, он никогда не будет слишком дорог". Главным в роскошных украшениях является его величество Бриллиант, и ювелиры, как истинные рыцари искусства, убеждены, что драгоценный камень прекрасен сам по себе и не нуждается в особом украшательстве - благородный металл призван лишь подчеркнуть неоспоримые достоинства своего короля.
Через руки Лоуренса Граффа проходят самые известные и ценнейшие бриллианты в мире: "Портер Родос" (54,04 карата), "Большое" и "Малое сердце Африки" (70,03 и 25,22 карата), "Виндзорские бриллианты" (91,23 карата) и, наконец, "Звезда Америки" (100,57 карата). В его коллекцию входит величественный бриллиант "Голконда" весом 50 карат, который, как предполагают, украшал трон Шах-Джахана, императора Индии из династии Моголов, построившего в память о своей жене дворец Тадж-Махал; идиллический и экзотический камень "Глаз идола"; чарующий бразильский бриллиант "Император Максимилиан", принадлежавший императору Мексики...
Ювелирные бутики Graff расположены во многих городах мира: на знаменитых лондонских улицах Нью-Бонд-стрит и Слоун-стрит, в "Отель де Пари" в Монте-Карло, на Мэдисон-авеню в Нью-Йорке. И вот в российской столице прошло светское мероприятие, посвященное открытию в Третьяковском проезде магазина такого же класса. Его почтили своим присутствием принц Майкл Кентский и принцесса Кентская. На вечеринке можно было увидеть представителей бизнеса и искусства. Принц и принцесса осмотрели витрины бутика и выслушали комментарии Лоуренса Граффа. Затем гости разбрелись по помещениям. Образовались свои кружки. Было замечено, как Его королевское высочество беседовал с Ксенией Собчак, которая, чтобы соответствовать духу собрания, пришла на вечеринку в наряде, усыпанном жемчугом всевозможной величины.
Воспользовавшись случаем, наш корреспондент взял интервью у господина Граффа, и таким образом мы прослушали лекцию истинного специалиста и одновременно поэта, влюбленного в свои камни.
- Господин Графф, почему вы уделили столько внимания открытию своего магазина в столице России?
- Для меня это очень важно потому, что я хоть и вырос в Англии и был там воспитан, но мой отец из России. Я с детства слышал рассказы о России, и для меня это предмет особых волнений.
- Как вас увлекло ювелирное искусство?
- Я начал интересоваться ювелирным делом очень рано - в 14 лет поступил учеником в гранильную мастерскую обработчиком. К 16 годам я понял, что делом моей жизни будет ювелирный бизнес. Естественно, я начинал не с бриллиантов, а делал простенькие украшения и, путешествуя по Англии, предлагал свои изделия. Надо сказать, они пользовались спросом. Наверное, я состоялся как мастер, когда сделал свое первое бриллиантовое кольцо - в традициях старых мастеров и в традициях той огранки, которая была принята раньше. Потом я стал ездить по миру, надолго задержался на Востоке...
- Вы учились ювелирному делу у кого-то конкретно?
- Не могу назвать моих учителей по именам, потому чего я еще не закончил учиться и не проходит дня, чтобы я не узнавал что-нибудь нового о драгоценных камнях. И я не перестаю удивляться и радоваться этому. Когда по утрам я сижу за рабочим столом, перебирая камушки, я не могу назвать это работой в прямом смысле слова - это акт любви. Я люблю драгоценные камни, почти как женщин, и практически не могу отличить одних от других.
- Почему свою фирму вы называете "единственной действительно настоящей бриллиантовой компанией в мире"?
- Когда я говорю "настоящая бриллиантовая компания", я имею в виду, что мы сами добываем необработанные алмазы в Йоханнесбурге в Южной Африке, изготавливаем ювелирные украшения в наших мастерских в Лондоне и затем сами же занимаемся розничной продажей наших украшений по всему миру. Дело в том, что мы отсекаем абсолютно всех посредников и всем занимаемся сами, выходя на нашего потребителя напрямую.
- Чем отличается обработка камней вашими мастерами?
- Обработка, которую проходят наши камни, отличается от существующей практики в других компаниях. Мы никогда не стачиваем углы, поэтому наша огранка сохраняет все естественные свойства камня. Блеск наших камней не сравним с блеском других камней. В деле огранки бриллиантов самое главное - уловить пропорцию граней. Если вы ее упустите, бриллиант не будет жить и будет выглядеть "усталым". В таком как бы "заснувшем" камне свет уже не разбудишь. Могу утверждать, что наши бриллианты - от недорогих до доступных лишь немногим - обладают тем блеском и сиянием, которые отличают их от всех других. Они всегда выглядят живыми.
- Вы предпочитаете работать с цветными бриллиантами?
- Среди тех бриллиантов, что мы предлагаем своим покупателям, много желтых. Я считаю желтые бриллианты одними из самых красивых. Мы решили, что каждый из них заслуживает быть пронумерованным и иметь свой собственный код. И этот код мы ставим на самом бриллианте с помощью лазерного луча - номер бриллианта, категорию и номер сертификата Геммологического института. Эта лазерная надпись ни в коей мере не умаляет достоинство бриллианта, потому что она видна только при определенных условиях. Зато она служит гарантией того, что если, не дай бог, с бриллиантом что-нибудь случится, то благодаря номеру его будет легко найти. Кроме того, подписанный бриллиант удостоверяет авторство нашей фирмы, и мы очень гордимся каждым камнем, который вышел из наших мастерских и готовы подписывать его нашим именем... Естественно, кроме желтых бриллиантов, которые служат определенным товарным знаком нашей компании, мы работаем и с традиционными белыми бриллиантами. Среди них попадаются камни с бело-голубым или розовым оттенками. Хороший бело-голубой или розовой бриллиант может стоить чуть ли не в десять раз дороже, чем белый. Если розовые бриллианты можно найти во многих местах мира, то бело-голубые поступают с одного-единственного месторождения, расположенного в Южной Африке. В среднем за каждые три года мы добываем там два-три стоящих камня.
- Насколько мода влияет на дизайн, идеи и ваши украшения? И не устареют ли они со временем?
- Чтобы украшения не вышли из моды, они должны быть предельно просты в своих конструкциях, в своем дизайне. Главное - камни, а они вряд ли когда-нибудь выйдут из моды. И потом, такая изысканная вещь, как украшение, взаимодействует с душой и телом, воспринимает тепло... И тогда ювелирные изделия становятся живыми. Это удивительное превращение происходит, когда их носит женщина. Должен с гордостью отметить, что вряд ли в мире найдется королевская или княжеская династия, просто богатая семья, которая не покупала бы наши вещи. Их приобретают известные в мире люди, бизнесмены и звезды шоу-бизнеса.
- Как вы относитесь к нынче модным черным бриллиантам?
- Те, кому нравятся черные бриллианты, могут их носить. Но я не являюсь их поклонником. Кстати, и абсолютно черного цвета не бывает. Есть оттенки серого, коричневого. Для того чтобы придать черный цвет, алмазы подвергают определенной термической обработке. Мы же никогда не подвергаем камни такой обработке. Естественность и природное качество - наше неукоснительное правило.