Во время переписи 1926 года этот народ - бесермяне были зафиксированы в последний раз, а затем в 30-е годы вместе с рядом других народов России исчезли из официальной статистики. Их записали - кого удмуртами, кого татарами.
Только одному человеку - ленинградцу Федоту Невоструеву - удалось сохранить в паспорте материнскую национальность. То ли вышестоящие распоряжения не дошли до того паспортного стола, то ли убедил он паспортистку, предъявив дореволюционное свидетельство о рождении с соответствующими данными о родителях.
Народ этот издавна окутывает тайна. Кто такие, откуда появились на Чепце и Вятке, почему говорят на удмуртском наречии, хотя внешность и темперамент - восточные, а на старинных головных уборах нашиты ракушки каури и бисер из кораллов, добытых со дна Красного моря?
Все годы коммунистической власти бесермяне, как люди предприимчивые, не сидели сложа руки. Обращались с запросами о восстановлении нации и в академические институты, и в советские и партийные органы. Пробить заговор молчания казалось невозможным. Это удалось сделать только в годы перестройки Обществу бесермянского народа и его активному председателю Валерьяну Сабрекову. На основе научных материалов, представленных Удмуртским институтом истории, языка и литературы (УИИЯЛ УрО РАН), Госкомитет по делам национальностей РСФСР в 1991 г. дал положительное заключение, а Президиум Верховного Совета и Совмин Удмуртии приняли постановление "О восстановлении исторического имени бесермянского народа".
В Юкаменском районном и четырех деревенских музеях собирают и хранят предметы материальной культуры народа. Базой Пышкетской коллекции стали личные вещи основателя и хранителя музея учительницы Тамары Невоструевой. Это богатство досталось ей от бабушки - комплекс женского костюма. У бесермянок по одежде можно было определить возраст и семейное положение. Один подбор одежды - у девочки, другой - у подростка, свои - у бабушки, младшей, старшей снохи, молодой невестки, свекрови и т.д. Гостю неприлично даже спрашивать, кто есть кто. Он должен был сам для себя ответить на этот вопрос. Например, как узнать девушку? На ней нет зыбына - кафтана, она носит платье и фартук красного цвета (это у бесермян "зимний цвет", летом они - в белом). На голове яркий платок и налобное украшение, на ногах туфли, а не лапти. Сноха и золовка одного возраста одеваются по-разному. Самая младшая девочка в семье носит шапочку такъя, расшитую бисером. Ракушки и подвески оберегают ее от злых духов. На ее головном уборе нет желтого цвета, бус из кораллов, которые говорят о мудрости и зрелости. Они появятся, когда она станет взрослой. Сейчас традиционные костюмы носят уже только участники фольклорных коллективов. Большие собрания бесермянской одежды и предметов быта хранятся в Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга, в музеях Глазова и Ижевска.
Российские ученые занимаются бесермянами с XIX века, организуя экспедиции, исследуя архивные документы, язык, материальную среду, музыку, прикладное искусство, фольклор. Они и пришли к твердому убеждению: бесермяне - особый народ, отличный от удмуртов.
Откуда "есть пошли" бесермяне? Точного ответа пока нет. Сторонники тюркской гипотезы доказывают свою точку зрения близостью слова "бесерман" и "мусульманин", отмечаемыми многими исследователями отголосками ислама в традиционной культуре, подобием женских костюмных комплектов чувашским образцам. Булгарский компонент выявила Т.И. Тепляшина в книге "Язык бесермян". Другие ученые придерживаются версии удмуртского происхождения. Народ говорит на наречии удмуртского языка - это главный довод, а тюркское влияние - из-за долгого существования рядом. Доктор исторических наук Кузьма Куликов считает эту модель этногенеза наиболее вероятной, доказанной исследованиями историков, этнографов, лингвистов и антропологов.
Заманчивое романтическое предположение - у краеведов, к которым относится и Валерий Сабреков. Они полагают, что предки бесермян - хазары. Валерий Федорович приходит к этому выводу, отталкиваясь от названия главного центра нынешней бесермянской культуры - деревни Шамардан. Селения с таким названием существовали на протяжении многих столетий по всему Волжскому бассейну, а столицей Хазарского каганата был Самандар, находящийся на левом берегу Терека, близ нынешней станицы Щелковская (теперь это Чеченская Республика). После разгрома каганата хазарские купцы переселились в Булгарское государство.
Сейчас в республике налажено планомерное исследование загадок бесермян. Кроме Удмуртского института истории, языка и литературы, этим занимаются Удмуртский госуниверситет, Глазовский пединститут. Музеи продолжают пополнять коллекции, правда, сейчас этот процесс притормозился - нет денег. Одна за одной открываются новые страницы - прежде всего благодаря большому количеству архивного материала, предметов материальной культуры, хорошо сохранившейся уникальной песенно-исполнительской традиции. В Ижевске вышли статьи, монография, пластинка с записью аутентичного песенного фольклора.
А между тем активисты Бесермянского общества решили поднять статус своего народа еще на одну ступень, воспользовавшись законом о культурной автономии.
- В Минюсте нам сказали: для регистрации НКА нужен учредитель, и поэтому бесермянскому объединению предложили перерегистрироваться, что мы и сделали, - рассказывает Валерий Сабреков. - Сейчас ждем результат.
- Бесермяне хотели сразу зарегистрироваться как федеральная НКА, а не республиканская, - рассказывает замминистра национальной политики УР Наталья Смирнова. - Юристы говорили, что так нельзя, нужна последовательность. Долго работали над уставом. Задумались мы о том, как НКА будет взаимодействовать с властью. Если в законе о национально-культурных объединениях нет поручения властным структурам, то закон об НКА прописывает, что для сохранения народа и развития его культуры государство и органы самоуправления должны ему всецело помогать.
Сами же бесермяне со статусом НКА и возвращением в титульный список народов страны связывают большие надежды. Это и строительство дорог, и Дом бесермянской культуры в деревне Шамардан, и укрепление материальной базы этого богом забытого уголка. А ученые считают, что в сельских школах этого региона надо изучать бесермянское наречие, а не литературный удмуртский язык. Для этого потребуются букварь, учебники и пр.
Ижевск