"Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино". И в этом славном образе не много преувеличения. Наш спикер Геннадий Селезнев имеет привычку так прилетать в Выборг на открытие кинофестиваля "Окно в Европу". На этот раз, правда, он прибыл на машине из Сестрорецка, где отдыхает на даче. А кино действительно было много. Выборгский фестиваль буквально прогремел премьерами. Практически все режиссеры представляли картины лично.
Павел Лунгин, известный своими симпатиями к Выборгу, который два года назад наградил его картину "Свадьба", на этот раз привез сюда новый фильм "Олигарх". Интерес в обществе к этому произведению был подогреваем тем, что в основу сценария положен роман соратника Бориса Березовского Юлия Дубова "Большая пайка". Таким образом получалось, что это кино вроде бы про самого Березовского, укрывшегося от государственного гнева в Лондоне. Владимир Машков как бы в роли Бориса Березовского был вполне убедителен, однако общее впечатление, что герой "Олигарха" и есть на самом деле наш скандальный олигарх, как-то не складывается. Перед нами скорее история о людях, которых богатство, ими же заработанное, вынесло на вершину политической жизни, превратив реальную жизнь в родившуюся из фантазий схему и оставив им минимум той самой жизни реальной, ради которой все и было затеяно.
Премьерно, но так же, как и "Олигарх", вне конкурса был показан Александром Сокуровым "Русский ковчег". Сокуров тоже регулярно гостит на "Окне в Европу" и получал здесь призы за "Молоха" и "Тельца". Его новая работа произвела вполне странное впечатление. Один из членов жюри назвал фильм "рекордом-подвигом". Сокуров попытался очертить штрихами весь масштаб и объем русской истории и культуры. Изображенная картина, вероятно, получилась вполне поверхностной - из штрихов. Незаурядный режиссер продемонстрировал новый и интересный прием - однокадровую съемку, однако, по мнению многих, вес, который собирался поднять Сокуров, был только приподнят, но не взят. После просмотра к Александру Николаевичу возник только один, необычный для него вопрос: - зачем?
Психологию России пытались (получилось также среднеубедительно) расписать и авторы фильма "Копейка" - режиссер Иван Дыховичный и писатель Владимир Сорокин. Их вкус и эстетику члены жюри оценили специальным призом за лучший сценарий.
Элегантные "Чеховские мотивы" отмечены за режиссуру, что тоже вполне понятно. Ведь автор этого произведения - Кира Муратова.
Не вызвал особых споров и главный победитель - "Кукушка" Александра Рогожкина. Сам сюжет этой картины - действие в ней происходит на нейтральной полосе с участием трех людей разных национальностей, говорящих на своих языках и понимающих друг друга, - уже стал популярным. В прошлом году мы видели похожее в латвийско-эстонском фильме "Хорошие руки", который получил главный приз фестиваля "Киношок" в Анапе. Такая тенденция демонстрирует настроение общей толерантности, которое почувствовал в обществе Рогожкин - режиссер чувствующий. Исполнительница главной роли Анни-Кристина Юссо, выдержавшая в картине напор двух мужчин, заслуженно получила приз за лучшую женскую роль. Лучшим исполнителем мужской роли назван Юрий Кузнецов, который сыграл в "Дневнике камикадзе" Дмитрия Месхиева, показанном как премьера. Критика оценила эту работу популярного режиссера как не очень удачную, что, как показалось, не сильно расстроило самого автора, который уже занимается следующим проектом.
Необыкновенно растрогал публику фильм "Жизнь забавами полна" (тоже премьера) Петра Тодоровского. Петр Ефимович - настолько безупречная фигура в российском кино, что позволяет себе не претендовать на отдельные поощрения, потому что заслужил восхищение всей своей жизнью. И кино уже делает для совсем другого. В одном из интервью по поводу этого фильма он поведал, что снял свое завещание всем нам. И с кино, и со всей действительностью примиряет финал, где сам Тодоровский исполняет песню со словами "Должен же кто-то кого-то любить".
Победители конкурса "Выборгский счет", которых называли зрители, вышли тоже вполне ожидаемыми. Призов в этой номинации вручено три. Их получили "Звезда" Николая Лебедева, "Кукушка" Александра Рогожкина и "Война" Алексея Балабанова. Был и еще один фильм, не получивший официального приза, однако влюбивший в себя выборгскую публику. Речь идет о фильме "Упасть вверх" Александра Стриженова и Сергея Гинзбурга. Он знаменателен тем, что в одну минуту буквально на глазах родил новую звезду и любимую народную актрису - Евгению Крюкову. В конце фильма люди в зале устроили овацию, взяли ее на руки и понесли. Так не аплодировали даже классику Сокурову. Интересно, что Крюкова в одночасье стала не только народной актрисой, но и народной героиней. Вдруг открылось, что наш, в общем, небогатый народ полюбил смотреть кино про сладкую и богатую жизнь с абсолютно чужими ему, народу, проблемами пресыщенных людей, которые теперь, по выражению одного литературного классика, решили отведать белены. И вот это удивляет. Неудивительно, однако, то, что практически все новое поколение режиссеров это дети известных родителей - актеров и режиссеров же. Кто-то пошутил: хорошо, что внуки еще не снимают. Очевидно и то, что обрела конкретные очертания новая генерация актеров, которые и поодиночке, и группой перемещаются из картины в картину. Бесспорно подтверждают актерское мастерство Михаил Ефремов (тоже к вопросу о детях) и Андрей Панин. Заметны Евгений Сидихин и Константин Хабенский, можно выделить и Александра Балуева, который, к сожалению, приобретает определенное узкое амплуа, хотя способности его вполне разнообразны.
С такими примерно результатами завершился Х юбилейный фестиваль "Окно в Европу", который дал вполне определенные надежды любителям кинематографа.
Выборг-Москва