Возможно, впервые о христианском Боге аборигены Чукотки услышали в 1648 году, когда Семен Дежнев с дружиной, обогнув Чукотский полуостров, потерпел крушение под нынешним Анадырем и зазимовал на одноименной реке. Именно с того времени Чукотка и стала неотъемлемой частью России.
Настоящие православные миссионеры появились на Крайнем Севере позже. В конце XVII века на реке Анюе (там проводились ярмарки, на которые стекалось много инородцев) была построена часовня для крещения чукчей и представителей прочих северных народов. Крестились они за деньги или подарки, поэтому обряд совершался достаточно формально.
В 1839 году в поселении Крепость на реке Анадырь также возвели часовню. А в 1844 году тут был создан первый православный приход. Чтобы совершить крещение новообращенных, священник летом спускался на лодке в устье Анадыря, где собирались кочевые чукчи на ловлю рыбы. Например, в 1849 году из Камчатской епархии доносили в Синод, что священник Верещагин на этой реке "присоединил к стаду Христову 74 души обоего пола".
В 2002 году будет отмечаться 140-летие возведения церкви в Маркове - древнем поселении русских казаков на реке Анадырь. Построена она была на средства купца Баранова в 1862 году. С того времени, вплоть до установления здесь в тридцатых годах ХХ века советской власти, русские священнослужители не покидали Чукотку. С приходом большевиков все церкви на Чукотке были закрыты.
По дореволюционным отчетам, здесь числились 700 душ крещеных чукчей. До какой степени они действительно были православными, судить сложно. Во многом оставаясь язычниками, чукчи зачастую не могли понять ни таинств, ни обрядов, ни молитв.
В течение 70 лет советского строя на Чукотке официально не было ни одного верующего. Об этом с гордостью заявляли на каждой партийной конференции местные идеологические работники. И все-таки следы христианства сохранились в среде таких народностей, как ламуты и чуванцы, которые проживали в районе села Марково.
В 90-е годы прошлого века начался второй этап христианизации.
На Чукотку стали приезжать православные священники из Магадана, Хабаровска и даже центральных районов страны.
Появились и представители других конфессий, главным образом адвентисты и баптисты соседней с Чукоткой Аляски. Они привозили гуманитарную помощь, совершали челночные рейды в самые отдаленные поселки округа, открывая там свои миссии.
19 июля 2000 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви на Чукотке была создана епархия. Возглавил ее епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан). В ту пору ему было 39 лет, он окончил духовную семинарию и академию в Москве. Несколько лет был настоятелем церкви в поселке Елизово Камчатской области. В 1992 году, еще будучи иеромонахом, он побывал с миссионерской целью на Чукотке. Именно он первым из российских священников посетил остров Врангеля и крестил там жителей поселка Ушаковский. В течение этой поездки он смог добраться до многих населенных пунктов округа и везде создавал православные общины. Тогда он еще не знал, что через десять лет ему самому в качестве епископа придется окормлять этот огромный заснеженный край.
Сегодня на Чукотке четыре православных прихода. Совсем недавно в село Марково прибыл молодой священник. Храм, 140 лет назад возведенный на средства купца Баранова, сгорел год назад. Верующие утверждают, что это был поджог, но следственные органы с ними не согласны. Сгорел - и все тут. Новому священнику в Маркове придется нелегко, надо восстанавливать все заново. Но помещение для богослужений уже подыскали, а община в селе большая и трудолюбивая.
Только за последний год открылись церкви в поселках Угольные Копи и Лаврентия. Прихожан пока не очень много, но число их растет. Много верующих из числа коренного населения в селе Лаврентия. Есть верующие чукчи в Анадыре, на мысе Шмидта и в других местах. В основном это молодые люди со средним и высшим образованием. Некоторые из них вообще не знают родного чукотского языка, поскольку воспитывались в интернатах. К православию они пришли не по традиции, а сознательно. Несколько студенток Анадырского педагогического училища посещают молитвенный дом евангелистов, но большинство молодежи все-таки склоняется к православию.
Получается, что семена веры, посеянные первыми священниками, прибывшими на Чукотку почти два века назад, не пропали даром. В какой-то мере этому, как ни парадоксально, способствовала и советская система. Воспитывая "нового человека", коммунисты вытравливали из него все национальное: и религию, и язык, и культуру. Развал тоталитарной системы дал возможность молодому поколению обрусевших северян прийти к православию, минуя традиционные для этих народов экзотические религиозные верования.
Новый Завет до сих пор не переведен на чукотский язык, но, как ни странно, это не является серьезным препятствием для евангелизации. На Чукотке сейчас проживают 14 тыс. чукчей, и около 60% из них совсем не знают родного языка, а по-русски же говорят практически все. Тем не менее сейчас ведется работа над переводом Евангелия на языки народов Севера.
О строительстве храма в столице Чукотке Анадыре говорят давно. Разработан проект, отведено под строительство место, но не было денег. Два года назад начался сбор средств среди населения Чукотки. Но пожертвования, конечно, не решат проблемы. В этой связи губернатор Чукотки Роман Абрамович решил помочь верующим. Он увидел в Омске деревянный храм и заказал подобный для Чукотки. Уже приезжали специалисты из Омска, они осмотрели место, сделали привязку, но проект пришлось немного переработать в связи с северными условиями. Планируется доставить храм в разобранном виде на Чукотку в предстоящую навигацию. Так что не за горами тот день, когда зазвонят колокола нового православного храма, который будет стоять на скалистом берегу Анадырского лимана.
Епископ Диомид постоянно в разъездах. Беринговский-Эгвекинот, Шмидт-Билибино - вот маршруты его полетов за последние несколько месяцев. Каждая поездка - это не только служба в храме, крещение, отпевание усопших, венчание, освящение зданий, но и встречи с руководителями организаций, хозяйственниками, администраторами. Епархия очень бедна, и владыка не скрывает, что рассчитывает прежде всего на помощь местных властей.
До сих пор на Чукотке есть села, где ни разу не был ни один священник. Это Мейныпильгино и Хатырка в Беринговском районе, Ванкарем и Нутепельмен в Иультинском, Айон и Янранай в Чаунском и Биллингс в Шмидтовском. Так что трудов и забот у епископа Диомида впереди еще непочатый край.