Недавно в Москве состоялось празднование 110-й годовщины со дня рождения Хайле Селассие, последнего императора Эфиопии. Рас (по-эфиопски принц, князь) Тафари родился в 1892 г. в семье близкого соратника императора Менелика, объединителя Эфиопии, обучался в Европе, а в 1930 г. стал негусом, приняв имя Хайле Селассие, что означает "Сила Троицы". В 30-е гг. ему пришлось выдержать войну с фашистской Италией, побывать в эмиграции, но затем он вернул себе трон. Император много сделал для укрепления своей страны и ее международного признания, но в 70-е гг. к власти прорвалась военная хунта, ради получения помощи Кремля прикрывшаяся марксистской идеологией, и Хайле Селассие погиб при не выясненных до конца обстоятельствах.
Кто же в России, кроме специалистов-историков, помнит об этом человеке, да еще и проводит праздничные мероприятия? Дело в том, что существует целое духовное течение или даже религия, приверженцы которой считают себя его, Хайле Селассие, учениками и последователями. Когда он стал императором, негритянские пророки на Ямайке провозгласили его царем-Спасителем, миссия которого заключалась в том, чтобы черные смогли вернуться на родину, в Африку, после многовекового рабства в Америке. Приверженцы этого направления стали называться раста, или растафари - от его имени до принятия царского титула.
В дальнейшем это течение распространилось по всему миру, и акцент в нем переместился с политического смысла на духовный. Когда растафари говорят о том, что должны покинуть Запад, они имеют в виду прежде всего "Вавилон". Этот термин означает современную безбожную и антигуманную цивилизацию, где человек вынужден продавать себя за деньги, и вообще все то, что приблизительно можно понять по аналогии с традиционным понятием греха: совокупность мыслительных и поведенческих стереотипов, которые держат человека в плену и не дают ему приобщиться к источнику мировой творческой энергии - Божественной любви, "Джа Лов".
Джа - это основное имя Бога в растафарианстве. Оно происходит от слова "Джегова", взятого из английского перевода Библии короля Иакова. Библия при этом толкуется своеобразно. Скажем, судьба избранного народа для растафари - это описание истории негров, что, впрочем, вполне понятно с точки зрения современной герменевтики (науки о применении смыслов Священного Писания к ситуации человека или конкретного сообщества, наличествующей в данный исторический момент). Подчеркивая свои расхождения с историческим христианством, растафари имеют в виду прежде всего ту роль, которую сыграли протестантизм и католицизм белых в оправдании унижения и угнетения негров. Узнав о существовании древнейшей православной церкви в Эфиопии, они потянулись к ней и если и не присоединились, как, скажем, самый знаменитый в мире раста Боб Марли, то относятся к ней с глубоким почтением и уважением.
Наконец-то мы произнесли имя музыканта, и теперь можно перейти к описанию самого празднования, состоявшегося в московском клубе "Точка". Это был прежде всего праздник музыки рэггей - культовой музыки растафари, "музыки позитивных вибраций", которая возникла на основе древних африканских ритмов, сохраненных неграми после переселения в Новый Свет.
И действительно, музыкантам рэггей всегда удается создать на своих концертах удивительно радостную атмосферу. Способствуют этому, конечно, и тексты их поэзии, пронизанной солнцем Ямайки. "Дай всем любви, да побольше" - вот главная молитва растамана.
Самая знаменитая группа московского рэггей - это, конечно, "Джа Дивижн". Имя ее лидера Геры Моралеса весь вечер наполняло позитивными вибрациями аудиторию.
Надо упомянуть и такой интересный, как бы коммерческий, момент этого вечера, как презентацию "растабайка" - велосипеда в стиле чоппер, то есть со сдвинутым назад центром тяжести и высоким рулем. В его седле чувствуешь себя не спортсменом, а отдыхающим. Перед началом концерта музыканты разъезжали по залу на таких велосипедах.
Для большинства посетителей таких мероприятий растамания - это стиль жизни, настроение. Люди приходят послушать музыку и зарядиться позитивной энергией, то есть, попросту говоря, поднять себе настроение. Они далеки от богословских идей растафарианства и споров о том, кем же на самом деле был Хайле Селассие. Его имя ассоциируется, как мне говорили многие на концерте, прежде всего с умением радоваться жизни, получать удовольствие от ее простых проявлений, искренне улыбаться окружающим, погружаться в музыку, весело смеяться по поводу простых вещей. В культуре растаманства очень много детского. Ближайший аналог такого взгляда на жизнь в нашей культуре - Пушкин, залетный радостный африканский гений на русских заснеженных просторах.
В концерте приняли участие, кроме "Джа Дивижн", группы "Каникулы Бонифация" (лидер - Вкусный), "Доктор Айболит", "Да Да Даб", "Море Спокойствия", "Станция "Мир", группа из Костромы "9 мая", "Глупый белый", Унганга (г. Троицк), "Растамания" и "Сонные мишки".
Для тех же, кто всерьез интересуется духовной стороной движения раста, параллельно с концертом на экране шел фильм с английскими субтитрами, в котором было заснято путешествие трех музыкантов-пророков с Ямайки по Святой земле, их встречи с раввином, эфиопским священником, посещение храма Гроба Господня, Иордана и т.д., а главное - их концерты и тексты их песен, где они еще в 1993 году, когда был снят фильм, предупреждали о трагических событиях, которые начнутся с конфликтов на Ближнем Востоке, если мировая цивилизация не захочет скорректировать свой путь развития.