В последние годы российский президент перепробовал все возможные средства передвижения - от подводной лодки до сверхзвукового истребителя. И только на электричке Владимир Владимирович, кажется, давно не катался. Не исключено, что 4 августа, в День железнодорожника, этот пробел будет восполнен.
На Павелецком вокзале и прилегающих железнодорожных путях творится что-то невообразимое. У пожилых дачников, проезжающих от Москвы до Домодедова, всплывает в памяти кино - и фотохроника 70-х со стройки века по имени БАМ. На Павелецком направлении работы ведутся, конечно, не столь масштабные. Но тем не менее такого скопления людей труда здесь не наблюдали уже десятки лет. Сотни рабочих латают и перестраивают платформы, будки железнодорожников обносят белыми аккуратными заборчиками из явно недешевых пород дерева. Вдоль всей трассы от города до аэропорта из камней и растений выкладывают слова напутствия: "Счастливого пути!" Кладут новые рельсы - особо длинные, как утверждают припавшие к вагонным окнам наблюдатели. Выкорчевывают старые бетонные столбы и на их место водружают изысканные, тоненькие, из каких-то модерновых сплавов. И усиленно вырубают нависающие над платформами деревья. Дачники жалуются, что их лишают вожделенной тени. Но зато, добавляют они, открываются прекрасные подмосковные виды, которые, несомненно, порадуют глаз нашего президента.
В том, что глава государства станет первым пассажиром новой электрички, в этих краях мало кто сомневается. Иначе, вопрошают апологеты данной версии, зачем было огород городить? Ведь не ради же одного-единственного маршрута, который добавится на этом направлении? Впрочем, маршрут будет не рядовой. С 4 августа от вокзала до аэропорта начнут курсировать 18 пар скоростных электропоездов повышенной комфортности, средняя скорость которых, как обещает МПС, составит 120 км/ч.
На этом участке и раньше ходили электрички, но особой популярностью у москвичей они не пользовались. Быстрее, дешевле и комфортнее можно было добраться до Домодедово на автобусах. Железнодорожники рассчитывают, что теперь жители и гости столицы подкорректируют свои привычки. Доехать от Садового кольца до аэропорта за 40 минут общественным транспортом нельзя, а на новом поезде со сложным названием ЭМ2И-001 "Московский" уже можно. Представители МПС говорят, что на этом маршруте меняются не только электрички и пути, но и сама философия обслуживания пассажиров. Как утверждается на веб-сайте ведомства, отныне на Павелецком вокзале начнет действовать "интермодальная система обслуживания клиента, которая предусматривает заботу о пассажире с первой минуты его появление на вокзале и заканчивая посадкой в самолет". Что это означает, пока не совсем понятно, но звучит очень заманчиво. Во всяком случае, должно обнадежить дачников и жителей Подмосковья, для которых сегодня первые минуты появления на вокзале не самые радостные в их и без того трудной жизни: из-за капремонта путей и больших задержек электричек здесь пока что наблюдается перманентное столпотворение.
Можно только догадываться, что будет твориться на Павелецком вокзале 4 августа. Вероятно, милиции прибудет не меньше, чем пассажиров. Даже если у самого главы государства времени и желания прокатиться на электричке не найдется, ожидается, что в День железнодорожника в новеньком поезде можно будет увидеть немало лиц, хорошо знакомых всем российским телезрителям. В пресс-службе МПС обозревателю "НГ" отказались сообщить, кому разосланы приглашения, но намекнули, что надеются на активное участие в празднике политической, деловой и культурной элиты. Нам также официально не подтвердили, хотя и не опровергли информацию о том, что соответствующее приглашение отослано и главе государства. Однако источник "НГ" в Кремле сообщил, что дачники в своих прогнозах не ошиблись и на имя самой важной персоны страны приглашение уже поступило.
Пафосная презентация скоростного маршрута призвана, вероятно, подчеркнуть изменения в стратегии МПС. Новое руководство отрасли придерживается философии малых, но реальных дел. Быстрая электричка на небольшом 50-километровом отрезке в Подмосковье станет в каком-то смысле противовесом печально известному проекту высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург, от которого остались лишь тонны бумаги и огромный котлован в районе Московского вокзала Северной столицы. Как говорится, лучше меньше - но лучше. Да и стоимость подмосковного проекта - 290 млн. рублей - кажется вполне посильной для бюджета транспортной монополии.
В самом большом выигрыше окажутся, конечно, москвичи. Раньше они не без зависти смотрели на другие российские города, чьи центральные районы в буквальном смысле расцветали накануне визитов Владимира Путина. Москвичам на такое удовольствие рассчитывать не приходилось: здесь президент не гостит, а просто живет. И вот теперь железнодорожники создают многообещающий прецедент. Профессиональных праздников и видов транспорта у нас много. Вслед за электричкой можно пустить новый трамвай, троллейбус, автобус, какой-нибудь скоростной метропоезд до Люберец, фуникулер на Ленинские горы или, скажем, суперсовременный горнолыжный подъемник в Крылатском. Глядишь, и весь город преобразится. Хватило бы свободных дней в графике президента...