С июня по ноябрь нынешнего года посетители Государственного Исторического музея в Москве смогут посмотреть выставку "Патриарх Никон и его время", приуроченную к 350-летию интронизации Патриарха-реформатора. По словам организаторов, идея выставки зародилась в результате переговоров о сотрудничестве между музеем и Московской Патриархией. В организации принимал участие церковно-научный центр "Православная энциклопедия".
Помимо фондов самого Исторического музея на выставке представлены экспонаты из музеев Московского Кремля, Ново-Иерусалимского монастыря, музея-заповедника "Коломенское", Кирилло-Белозерского музея-заповедника, Российского государственного архива древних актов.
Центральное место занимают немногие сохранившиеся личные вещи Патриарха: облачения, четки, предметы церковного и келейного обихода. Остальное - предметы его эпохи: иконы, книги, документы. Уникален холщовый мешочек для писем, принадлежавший протопопу Аввакуму - главному оппоненту никоновских реформ. Всего представлено 238 экспонатов, так или иначе связанных с личностью и реформой знаменитого Патриарха.
Особое внимание может привлечь парсуна неизвестного художника 1660-х годов - единственный прижизненный портрет Никона с братией Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, а также деревянное кресло, вырезанное из березы низверженным с престола Никоном в ссылке в Ферапонтовом монастыре. Из икон, представленных на выставке, стоит отметить точный список с Иверской иконы Божией Матери, сделанный в Иверском монастыре на Афоне по заказу архимандрита Никона - будущего Патриарха.
Среди прочего в большом количестве представлены оригинальные документы, связанные с Патриархом: грамота архимандриту Никону об избрании его Митрополитом Новгородским 1649 г., дело о подготовке церемонии поставления Патриарха Никона 1652 г., деяния церковных Соборов 1654-го, 1657-го, 1666-1667 гг., грамоты и послания самого Патриарха, приговор Собора 1666 г. о его низложении, грамота Константинопольского Патриарха Досифея о снятии с него запрещения.
Патриарх Никон известен прежде всего своей богослужебной реформой. Он был человеком необыкновенно энергичным, целеустремленным и одаренным, но при этом чрезвычайно мелочным в реформаторстве. Однако, несмотря на эту мелочность (двуперстное крестное знамение заменено не трехперстное, хождение крестного хода "по солнцу" заменено на противоположное и еще несколько малозначительных нововведений), реформа Никона в отличие от петровской вызвала массовую реакцию. Влияние, казалось бы, незначительных литургических перемен было настолько велико, что непосредственно коснулось жизненного уклада всего населения Руси.
Фигура Патриарха Никона, безусловно, противоречива, как противоречивы и даже катастрофичны последствия его деятельности. С одной стороны, результатом никоновской реформы стал раскол Церкви, уврачевать который не удается уже более трехсот лет. С другой стороны, некоторые его идеи приветствуются и находят сочувствие у сегодняшней Русской Православной Церкви, называемой старообрядцами "никонианской". Например, его желание превратить Россию в центр мирового православия. При этом не следует забывать, что время Никона ставит перед Церковью вопрос о том, какой должна быть ее собственная позиция в отношении государства сегодня. Ведь известно, что печальным последствием борьбы Никона за превосходство духовной власти над светской стала отмена Петром I патриаршества на Руси и учреждение Святейшего Синода, подконтрольного императору, что продолжалось вплоть до 1917 г.
По словам руководителя церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Сергея Кравца, "открывшаяся выставка чрезвычайно важна для Русской Православной Церкви, так как она дает трезвую и взвешенную оценку неоднозначной фигуре Патриарха Никона и его времени. И, безусловно, знаковым является тот факт, что каталог к выставке открывается вступительным словом Патриарха Алексия II".