0
1899
Газета Стиль жизни Интернет-версия

28.06.2002 00:00:00

Вкусное и безвкусное

Тэги: ресторан, рейтинг, элита, богема


ресторан, рейтинг, элита, богема

Смысл походов в дорогие рестораны

Определение "дорогой" по отношению к ресторану некорректно, поскольку не определено, что "дорого" для типичного россиянина: 30, 50, 100, 150 или 300 долларов с человека. Если ресторан гордится тем, что он дорогой, можно быть уверенным - это просто плохой ресторан. Хороший может гордиться только качеством своей кухни и своим менеджментом. Декларированная высокая цена является прежде всего барьером, с помощью которого рестораторы пытаются отгородиться от случайного посетителя и привлечь к себе обеспеченного клиента, создавая для него аутентичную атмосферу. Однако чаще всего такие рестораторы будут предлагать вам неоригинальное меню эпохи застоя, а официанты окажутся навязчивы, неаккуратны и пренебрежительны, как будто это вы их обслуживаете, а не они вас (типичный образчик всего этого - клуб "Монолит")... Такова реальность. Пример - одним из дорогих в Москве считается ресторан "Бульвар" на Петровке, рекламирующий свою открытую веранду. Но само местонахождение ресторана требует отнести его к самым дешевым и плохим - он расположен в центре многочасовых городских автомобильных пробок, а окна его "пафосной" веранды выходят на... автомобильную стоянку с ее выхлопными газами.

И все же если абстрагироваться, то в дорогие рестораны люди ходят именно для того, чтобы поесть. (Я, во всяком случае, это делаю именно с этой целью.) Ресторан не может быть схожим с фаст-фудом. (Кстати, сейчас москвичей пытаются соблазнить эдакими дорогими японскими столовыми, выдавая их плохую кухню за восточную экзотику. Во Франции же именно модные рестораны столь тесны, что иногда для того, чтобы встать из-за стола необходимо поднять всех окружающих.) Посещение ресторана - это и пауза в разгар рабочего дня, и ужин с друзьями, и просто непринужденная атмосфера, которая способствует релаксации. Не случайно многие из посетителей ресторанов определяют их посещение как форму отдыха.

Вышесказанное можно сформулировать так: люди ходят в дорогие рестораны для того, чтобы отдохнуть в комфортной для них обстановке в процессе выбора того или иного любимого ими блюда...

Как делается мода на ресторан

Модный ресторан - тот, в который ходят модные люди, это понятно. Но модные (а не модно одевающиеся) люди (ниже о том, кто это такие) просто так в ресторан ходить не будут, значит, у ресторана есть и другие очевидные достоинства. Ресторан может стать популярным, как только он открылся. Если его дизайн оказался удачным, месторасположение интересным и реклама запоминающейся, то люди зайдут туда просто из любопытства. Хотя бы один раз. Это рестораны-однодневки, не рассчитанные на долгую и успешную коммерческую деятельность, но работающие на имидж владельца (как, например, ресторан "Сыр" Аркадия Новикова). Но ведь ресторан - это прежде всего бизнес, где прибыль делается именно за счет посетителей. Причем посетителей рядовых, а отнюдь не "модных". Модных, то есть хорошо всем известных людей - исполнителей попсы, бизнесменов от шоу-бизнеса, знаменитых стройных спортсменов, популярных телеведущих, модельеров, галеристов и мастеров пера... - их много быть не может в принципе. То есть такие люди не могут заполнять собой все эти дорогие рестораны, которые открываются в Москве со скоростью появления поганок после дождя.

Поэтому по-настоящему модные рестораны это те, где всегда можно встретить знакомых (известных) людей. Они будут ходить туда отнюдь не из-за того, что им пообещают скидку (некоторые рестораторы это делают, что не всегда сказывается на "модности" этих заведений), а потому что их местные служащие всегда с радостью встречают, потому что цены в этом ресторане рассчитаны не на провинциального нового русского, бросающего пыль в глаза, а адекватны и соразмерны общеевропейским. И "модные люди" не чувствуют, что их пытаются "обуть" у всех на глазах... Из этого понятно, что "модный" ресторан "Пирамида", завсегдатаями которого является набриолиненная молодежь кавказского типа, - место, безусловно, популярное, но никак не модное. Модному человеку оказаться в нем просто неприлично. И аудитория, и дизайн заведения призваны уничтожить индивидуальность личности и подчинить ее имиджу ресторана, в то время как настоящее модное место только подчеркивает достоинства своих клиентов. Не люди для места как часть интерьера, а дизайн - для удобства и комфорта.

Популярными рестораны могут стать у какой-то определенной аудитории. К примеру, мне приходилось бывать в закрытом "модном" ресторане подмосковной братвы. Некоторым аналогом для новых русских могут служить "Царская охота" или "Дача" с весьма банальной кухней. Для художников и журналистов любимым, а значит, модным местом давно уже является "Петрович". Знаменитый карикатурист Андрей Бильжо сделал первый в истории Москвы "авторский" ресторан. Он и его интеллектуальные друзья не променяют этот подвал ни на какую "Пирамиду". Ну а любимым местом модных персонажей Дмитрия Диброва и модельера Андрея Бартенева является ресторанчик "Китайский летчик" с живой музыкой и вкусными блинчиками.

Как рестораны выходят из моды и когда

Ресторан перестает быть модным, когда перестает быть услужливым. Когда репутация его начинает падать. Когда его завсегдатаями становятся сомнительные личности. Все это - признаки равнодушия рестораторов к своему бизнесу. Ведь, для того чтобы ресторан оставался актуальным, надо помнить, что сама по себе мода денег не приносит, ресторан - как живая игра. Вся Москва знает Дольфа - легендарного менеджера, который следом за "Театро" создал "Ангеликос" и еще ряд ресторанов. Но как только он уходил из заведения, слава этих мест сразу же исчезала. Это говорит о том, что уходила душа, энергетика, приязнь. Следом за Дольфом публика перетекала и в его в новый ресторан.

Что нужно, чтобы ресторан стал модным

Чтобы оставаться всегда актуальным, ресторан должен быть стабильным, у него обязано быть собственное оригинальное, в меру обновляемое меню.

У ресторана должна быть история. Об интерьере я уж не говорю. Он должен быть не столько красив, сколько удобен, он не должен ставить посетителей в неудобное положение зеркальными полами, на которых отражается подошва вашей обуви, или угловыми металлическими конструкциями в стиле хай-тек, то и дело норовящими поранить вам лицо. Он не должен быть столь экзотичным, чтобы скоро надоесть (как, например, "Шинок", с живыми козами, гусями и прочей живностью, рассчитанный разве что на шандыбиных). Он, интерьер, должен быть адекватным. Не выпячивающим себя, создающим атмосферу комфорта. И, конечно, менеджмент. Важно, чтобы официанты не себя подавали вместе с блюдом, а старались помочь посетителю, как любимому другу, не стояли рядом и не пожирали глазами его многочисленную закуску, но всегда оказывались поблизости, если клиент в них нуждается. Это особое умение, которым, на мой взгляд, владеют только официанты ресторана "Пушкинъ"... Промоутерами ресторана должны быть светские люди, в меру известные и в меру общительные. Нередко именно на их имена реагируют клиенты. К сожалению, ресторанов в высоком понимании этого слова в Москве практически нет. И если кухней многие из них похвастаться еще могут, то реального отношения к ресторану - не как к средству заработка, но как к творческому и живому процессу - не видно.

***

Мы предложили известным людям ответить на два вопроса: 1. Когда вы собираетесь в ресторан, что является главным при выборе заведения - кухня, интерьер или публика? 2. Назовите три лучших ресторана Москвы.

Евгений Киселев, главный редактор ТВС

1. Я выбираю ресторан, где вкусно кормят, уютная атмосфера, хороший сервис и публика. Все компоненты важны вне зависимости от того, иду ли я в ресторан ради своего удовольствия или на деловую встречу. Ресторан должен быть с безукоризненным обслуживанием, без, к сожалению, по-прежнему свойственного нашим столичным ресторанам панибратства, хамоватого отношения к клиентам. Должна быть хорошая винная карта. Недавно я был в одном ресторане, где подавали только грузинские вина. При всем хорошем отношении к Грузии я никогда не пойду в ресторан, если там нет выбора. Ненавижу бесцеремонную, громкую, кабацкую музыку. Публика, конечно, тоже важна. Если я вижу братков с бритыми затылками, я отказываюсь посещать этот ресторан. Так что при выборе ресторана все компоненты важны.

2. Я назову три любимых ресторана в произвольном порядке. Я их все одинаково люблю, они лучшие в равной степени. Это итальянский ресторан "Марио", неподалеку от Малой Грузинской улицы. Там лучшая итальянская кухня в Москве, не хуже, чем в самых хороших итальянских ресторанах за границей. Ресторан ЦДЛ, где недавно полностью поменялось меню. Там прекрасно готовят и интернациональные блюда, и русские. Хотя русская кухня слишком тяжела для моего желудка, но это не отменяет достоинств ресторана. В ресторане ЦДЛ - самый потрясающий интерьер в Москве. "Клуб Т" - самый изысканный, один из старейших и пока непревзойденных ресторанов с французской кухней.

Александр Гафин, вице-президент Альфа-банка

1. В ресторанах я оцениваю все вместе, то есть по совокупности - хочется, и чтобы было вкусно, и чтобы интерьер был хороший, и чтобы посетители не испортили тебе настроения. Сейчас в Москве нет проблем с заведениями высокого класса, где эти принципы соблюдены. Это и "Улей", и "Кафка", и "Обломов-1", и "Обломов-2", и "Пушкинъ", и ряд этот можно продолжать. Когда я прихожу в них после тяжелого рабочего дня, я нахожу ровно то, что хочу: там спокойно, там хороший персонал, кухня и гарантия того, что рядом будут сидеть нормальные люди. Не так давно я попал в один вполне известный в Москве ресторан, куда, однако, обычно не захаживаю. Там сидели компании, распевали песни, ходили девчонки, водка рекой. У меня было ощущение, что я попал в старые времена, потому что отвык от такого рода застолий. Хотя было любопытно вспомнить, как проводили время на приморских набережных.

2. На мой взгляд, очень хороши "Сан-Мишель", привычный мне "Капри" и "Бисквит".

Сати Спивакова, телеведущая

1. Конечно, самое главное в выборе ресторана - кухня, потому что, если даже в ресторане красивый интерьер, а есть нельзя, ходить в него не имеет смысла. Для меня в выборе ресторана важна не его элитарность или помпезность - важна атмосфера. Атмосфера - неопределимая вещь. Ее может создать метрдотель или удачно подобранные шторы и скатерть. Есть рестораны, где атмосферы нет. Даже если там очень вкусно кормят, то все равно можно зайти только один раз. Атмосфера - это такая вещь, когда ты ушел и хочется вернуться. Хотя в основном мне приходится готовить дома, и я с радостью это делаю. Мой муж всю жизнь в поездках ходит по ресторанам, а я как раз не против выйти в ресторан.

2. Я, наверное, буду очень неоригинальной: ресторан "Пушкинъ" для меня стал лучшим. Он существует два года, а такое ощущение, что был всегда. В него все время хочется возвращаться - даже для того, чтобы хотя бы выпить чашку чая. Вот в этом ресторане как раз существует атмосфера - от декора до метрдотеля - в сочетании с доступностью, элегантностью. Словом, это то место, от которого я не устаю.

Еще назову ресторан "Бульвар" на Сретенке. Он маленький, очень изысканный и нравится мне своей кухней. Люблю также "Боско-кафе" в ГУМе. В нем есть замечательное сочетание кухни, атмосферы демократичности, отчего ощущаешь себя необыкновенно. Недавно, когда устраивала презентацию своей книжки, я выбрала именно это место.

Владимир Жириновский, вице-спикер Государственной Думы РФ

1. В выборе ресторанов руководствуюсь своими гастрономическими пристрастиями. У меня в почете японская кухня, поэтому бываю в ресторане "Токио" в гостинице "Россия".

2. Люблю иногда заглянуть в московские рестораны, отведать новые блюда, которые там готовят. За последние годы появились свои привязанности к некоторым заведениям общепита. Например, мне очень нравится заведение "Мао" - это китайский ресторан на Красной Пресне. Сюда можно прийти не только потому, что очень хорошая кухня (хотя и это в наличии имеется), но и за одно только название. Пару раз встречал там весьма оригинальных представителей московской элиты - даже, помнится, прислал на столик певице Любе Успенской бутылку шампанского.

С давних пор раза два в год хожу в старый московский ресторан "Пекин", где великолепная китайская кухня и приличное обслуживание. Часто заказываю утку по-пекински. Кстати, первый раз узнал про это блюдо из журнала... "Крокодил". Дело было так: в семидесятых годах СССР и КНР переживали далеко не лучшую эпоху в своих отношениях, и любое вранье из Китая в нашей стране величали не иначе, как пекинская утка. Однажды я вместе со своим университетским приятелем открыл журнал, а там - рисунок Бориса Ефимова, брата убитого Сталиным Михаила Кольцова: узкоглазый и толстый китаец бьет в залатанный барабан, изо рта у него летят грязные брызги. И подпись про утку. Мой университетский приятель пригласил меня в ресторан отведать пекинскую утку. Очень мне тогда понравилось это произведение поварского искусства. Кстати, гораздо позднее я бывал в Китае и пробовал пекинскую утку, изготовленную тамошними мастерами, по вкусу идентично. Стало быть, китайская кухня в Москве - настоящая.

Из других ресторанов могу назвать "Белое солнце пустыни" - почти все блюда восточной кухни, которые готовят там, близки к оригиналу. Вкусный лагман, жирный плов, прекрасные манты. Хорошее заведение под названием "Кишмиш".

А вот те заведения, которые я никогда и ни под каким видом посещать не буду, - "Макдоналдс" и "Крошка-Картошка". Отравят за милую душу.

Владимир Семенов, депутат Государственной Думы РФ

1. Для меня поглощение пищи - далеко не самоцель, не смысл жизни. Это проявление моего гедонизма. Я люблю получать удовольствие от всего - от времяпрепровождения, обеда или ужина, от общения и обязательно от работы. Итак, поглощение пищи - форма времяпрепровождения соответственно с хорошей кухней, в приятном месте, с приятными людьми, за интересной беседой. Сегодня отношение к ресторанам изменилось. Раньше, в советское время, они были местом, посещаемым по особому случаю, причем посещение это становилось неким событием, целью которого было поглощение всего в изобилии - по максимуму. Сейчас ресторан становится местом проведения времени, куда идешь отдохнуть, пообщаться или даже поработать. Устал после напряженного дня, хочется отвлечься и расслабиться - направляешься вечером в ресторан. Хочешь пообщаться с друзьями (а приглашение гостей домой - целое событие, требующее много усилий) - идешь в ресторан. Хочется провести часок с приятелем, которого давно не видел, можно зайти в кофейню. И, наконец, хочешь продолжить рабочий день и поговорить по делам с коллегами или партнерами не на работе - что может быть лучше рабочего ужина или бизнес-ланча? Объедание перестает быть самоцелью. Если раньше прийти в ресторан и взять чашку чая или кофе было хамством, то сегодня - норма. Нередко бывает, что за день заглядываешь аж в три места - на бизнес-ланч, попить кофе, на дружеский ужин. И раз это важнейшая часть жизни, то требования к ресторану повышаются.

При выборе заведения, конечно, на первом месте все-таки стоит кухня, потому что есть невкусную пищу можно только от безвыходности. На втором месте стоит публика. Сидеть в окружении людей, которые тебя напрягают своим поведением или просто присутствием, - издевательство над собой, какая бы хорошая кухня ни была. В конце концов борщ в ресторане "Шинок" отличается от борща в "Корчме" не только приготовлением, но и тем, кто его ест рядом с тобой. И на третьем месте интерьер - ты идешь сегодня в то место, которое соответствует твоему настроению и эстетическому восприятию. Но в принципе все должно быть в комплексе, хотя жертвовать можно в таком порядке: интерьер, публика, кухня┘ Дальше - беда для гедониста.

2. "Пушкинъ" - лучшее место в Москве. Его кухня никогда не надоедает, его интерьер позволяет всегда чувствовать себя джентльменом. Количество иностранцев вокруг, сравнимое разве что с "Пицца-Хат", отнюдь не утомляет, так же, как и бурлящий муравейник соотечественников. Потому что там - лучшая Москва. А разговор о кухне в "Пушкине" - отдельная тема. Уха и императорский суп из шампиньонов не сравнятся ни с чем. А рыба, которую разделывают возле твоего столика, удовлетворит самого привередливого гурмана.

Но нельзя всегда жить в координатах ретро - эстета тянет к изысканности современного стиля. Белые очертания "Сан-Мишеля" вкупе с лучшей современной европейской кухней и лучшей светской публикой удовлетворяют на все сто. Более того, это практически единственное место в Москве, где я не боюсь есть дары моря. Устрицы "Сан-Мишеля" меня еще никогда не разочаровывали.

Самое посещаемое место для меня - естественно, рядом с Госдумой, в Камергерском переулке. Это самое буржуазно-богемное место в городе - "Кафе дез артист". Постоянно меняющиеся выставки работ современного искусства не дают привыкнуть к интерьеру и никогда не остаются без внимания настоящих ценителей. Вдобавок там прекрасные бизнес-ланчи, и лучше места для обеда в перерыве между пленарными заседаниями Думы найти нельзя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1790
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1821
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1538
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
954

Другие новости