Некоторые ученые утверждают, что в мире были только четыре источника цивилизации: Египет, Китай, Индия и Греция. С этим, вероятно, можно спорить. Но, во всяком случае, бесспорным является тот факт, что на нашей планете осталось очень мало действительно древних народов, и один из них - китайцы.
Оказавшись недавно в Пекине после семилетнего перерыва, я обнаружил там огромные перемены. Бросается в глаза невероятный экономический, особенно строительный бум. Появилось множество ультрасовременных многоэтажных зданий - банки, гостиницы, супермаркеты, государственные учреждения. Семь лет назад в Пекине я увидел нескончаемый поток велосипедистов, в котором терялись автомобили. Сейчас обратная картина: идет сплошной поток автомашин самых разных марок, велосипедам же отведены лишь специально отгороженные полосы дорог.
Как и повсюду в Китае, в столице рабочий день начинается с 8 утра. С 12 до 15 - перерыв и дневной сон. Затем снова работа. Любопытно, что на улицах всегда можно увидеть людей (чаще всего пожилых), делающих физические упражнения. Не обращая внимания на прохожих, они надолго застывают в самых нелепых на взгляд непосвященных позах, что со стороны выглядит довольно комично. А кто-то вынес на улицу диванчик и безмятежно спит.
На знаменитом Шелковом рынке есть абсолютно все, цены фантастически низкие. Немалую часть основного контингента покупателей составляют наши "челноки". Там со мной произошел весьма смешной инцидент: предприимчивый мальчишка - чистильщик обуви как бы нечаянно мазнул белилами мой черный ботинок и таким ловким способом вынудил прибегнуть к его услугам. Почистив ботинки, негодник содрал-таки с меня два юаня за работу.
Бывали ли вы когда-нибудь в СССР в ресторане им. Ленина? А вот в Пекине, уже после смерти "великого кормчего", земляки основателя КНР (из южной провинции Хунань) открыли Ресторан Мао Цзэдуна. Здесь стоит бюст Мао, рядом с ним лежат благовония. Подают только те блюда, которые любил Председатель. Как и все южане, он обожал острую пищу. Мао никогда не пользовался ложками и вилками, мало пил и много курил.
Если путь к сердцу мужчины лежит через желудок, то один из самых надежных способов познать характер нации лежит через ее кулинарное искусство. Китайская кухня, как известно, - это особая культура и тонкая философия. По легенде, ее "всеядность" породили две причины: однажды император "зажрался", и ему захотелось откушать улитку, народ же голодал, и ему ничего не оставалось, как довольствоваться все той же процедурой. Так появилось это парадоксальное отношение к запросам собственного желудка, именуемое китайской кухней. Вообще в Китае царит подлинный культ еды. С началом трапезы на стол с вращающимся диском ставят множество самых немыслимых блюд. В каждом из них, как и во всем, что связано с Китаем, есть какая-то загадка: никогда нельзя быть в точности уверенным, с чем ты имеешь дело. Некоторые гастрономические привычки китайцев кажутся нам странными. Трапеза у них всегда начинается с несладкого зеленого чая и заканчивается супом. Меня, например, крайне удивило, что помидоры и огурцы китайцы едят не с солью, а с сахаром. В пищу идут только свежие овощи, обязательны специи - чеснок, красный перец, имбирь, лук. Овощи, как и мясо, всегда подвергаются термической обработке. Китайцы едят много, с удовольствием и так, что невозможно не последовать их примеру. У них можно учиться жить - они постигли какой-то неведомый европейцам смысл жизни, чувствуют себя счастливыми благодаря самым простым и вечным радостям жизни.
Циндао - один из самых удивительных городов Китая. Его прославили пиво, вино и минеральная вода. Пиво и море - две главные местные достопримечательности. Мне показалось, что морская вода там похожа на пиво, во всяком случае, по цвету - на вкус сравнить не пришлось. В городе много предприятий с участием иностранного капитала, например грандиозное предприятие "Хэйер", созданное с помощью немцев, холодильники которого по качеству догоняют шведские "Электроникс".
Но самым незабываемым моментом в поездке по Китаю стало посещение родины Конфуция - города Цуйфу. Поездка из Цзинани (центра провинции Шаньдун) до Цуйфу занимает 3 часа. Раньше китайские крестьяне строили дома из глины и соломы, теперь в деревнях много добротных кирпичных домов, обычно трехкомнатных. Почти каждая семья имеет телевизор, велосипед или мотоцикл. Автомашин крестьяне не приобретают не только из-за нехватки средств, но и в не меньшей степени по причине скверных сельских дорог. При этом около 20% крестьян имеют мини-трактора. В среднем китайский крестьянин зарабатывает 3000 юаней.
Интересно, что согласно современному китайскому законодательству право вступить в брак имеют мужчины, достигшие 22 лет, и женщины не моложе 20 лет. Свадьбы очень торжественны, новобрачные угощают гостей конфетами, а те дарят им деньги, обязательно в красных конвертах. Летом жених надевает светлый костюм, зимой черный, невеста обычно в платье белого, желтого или красного цвета. Китайцы свято чтут обычаи предков. Например, после свадебного обряда двери дома родителей невесты не открываются перед женихом до тех пор, пока он не станет называть тестя и тещу "папой" и "мамой". В дом новобрачных после свадьбы жених обязан внести свою суженую на руках, при этом ее обувь должна быть абсолютно чистой.
Не все крестьянские дети могут учиться в школах, поскольку обучение платное: в начальной школе 200 юаней, в средней 300 юаней в год за одного ученика. Крестьяне обложены многочисленными налогами и на собственном опыте убеждаются в правоте бессмертного Конфуция, не раз говорившего, что "налоги хуже, чем тигр". А на дорогах встречаешь другой похожий по форме лозунг: "Помни, что автодорожные аварии хуже, чем тигр". Кстати, лозунги развешаны повсюду: "Береги свою землю!", "Надо учиться у провинции Шаньдун!", "Укрепляй здоровье, чтобы 40 лет работать на родину!", "Надо учиться у транспортной милиции!", "Народ доверяет своему Председателю!" и т.п.
Почти каждый житель Цуйфу считает себя потомком Конфуция и скажет вам о "праве быть похороненным недалеко от его могилы". Цуйфу - такое же святое место для китайцев, исповедующих конфуцианство, как Мекка для мусульман или Вифлеем для христиан.
Рядом с могилой Конфуция стоит коттедж, который называют мавзолеем Зигона, верного последователя великого учителя. После смерти Конфуция ученики три года охраняли его могилу, а Зигон не отходил от нее шесть лет, показав пример уважения учителя, за что и заслужил право быть похороненным в мавзолее. Грустно сознавать, что у нас в России утеряна культура уважения учителей. На Востоке же, в том числе в Китае, к ним всегда было самое почтительное отношение. "Если он был твоим учителем хотя бы один день, ты должен всю жизнь почитать его как родного отца" - такова поговорка мудрого народа, обогащенного многотысячелетним опытом и достигшего глубин познания.
Пекин-Циндао-Цуйфу-Москва