В Италии зреет очередной финансовый скандал. 2,6 миллиарда долларов, направленные для возведения сооружений, призванных защитить Венецию от будущих наводнений, похоже, будут растрачены впустую. Об этом в последнем номере журнала "Eos", выпускаемым Американским геофизическим союзом, предупреждают сразу несколько видных ученых.
Этот план, совсем недавно одобренный итальянским правительством, выглядит более чем внушительно. Называется он MOSE (Modulo Sperimentale Elettromeccanico, или Экспериментальный электромеханический модуль) и включает в себя строительство 79 шлюзов, преграждающих путь в лагуну Адриатического моря, на островах которой и расположена Венеция. Адриатические воды спокойно входят в лагуну, пока их уровень не повысится до отметки 1,1 м. Как только этот уровень будет достигнут, сработает электроника и в полые заслонки шлюзов пойдет воздух, заслонки всплывут и заблокируют водный поток, предотвращая очередное наводнение в Венеции. Строительство MOSE предполагается закончить примерно через шесть лет.
Один из критиков MOSE, Паоло Антонио Пирадзолли из французского Национального центра научных исследований (нечто среднее между Российской академией наук и бывшим Министерством науки РФ), указывает на то обстоятельство, что разработчики MOSE пользовались устаревшими данными об уровнях воды, способных вызвать наводнение. Так, сегодня критический уровень, рассчитанный Межправительственным советом по климатическим изменениям для нынешнего столетия, на 26 сантиметров ниже, чем 1,1 м. По мнению Пирадзолли, разработчики не учли также того факта, что Венеция, как известно, тонет; не было и принято во внимание повышение уровня воды, связанное с дождливыми и ветреными периодами.
По мнению Пирадзолли, MOSE будет малоэффективен сразу же после постройки, а когда разница в морских уровнях с 26 см поднимется до 31 см, он станет вообще бессмысленным. Он считает, что пока правительство должно быть озабочено подъемом уровня венецианских улиц, а решение - "современное, мудрое, способное противопоставить наводнениям более действенную преграду" - о будущих водозаградительных системах принимать тогда, когда станет более ясно, как поведет себя уровень воды в будущем.
"Eos" предоставил слово и разработчикам MOSE - трем инженерам из Массачусетского технологического института. По их словам, опасения Пирадзолли напрасны, MOSE вполне может спасти Венецию от будущих наводнений. Что же до подъема венецианских улиц, утверждают они, то как раз этот шаг бессмыслен, потому что "затопление" Венеции происходило из-за неправильного обращения с подземными водами, а с тех пор как в семидесятых эта практика прекратилась, отпала и сама проблема "затопления". В любом случае, утверждают разработчики, наводнения, столь часто обрушивающиеся на Венецию, очень опасны, ничегонеделание может обойтись Италии значительно дороже, чем строительство MOSE.
Разработчики, правда, обходят молчанием критику другого рода - экологическую. По мнению защитников окружающей среды, строительство шлюзов, закрывающих входы в лагуну, резко ухудшат состояние ее экосистемы. Уже не говоря о том, что это самым драматическим образом отразится на биоразнообразии в лагуне, из нее не будут вымываться загрязняющие агенты, внутренние воды перенасытятся различными токсическими веществами. Причем по мере повышения уровня моря шлюзы будут закрываться все чаще и на все более продолжительное время, поэтому экологическая ситуация в венецианских водах будет только усугубляться.