Разнился ли 1987 год от соседних с ним, если не принимать во внимание посадку Руста у советского Кремля? Да, заметное отличие вносила подготовка СССР к совещанию Политического консультативного комитета государств - участников Варшавского договора. 30 и 31 мая пресса с "монолитным единством" осветила открытие заглавной акции "лагеря социализма". Но что это? Торжество официоза как бы разжижалось упорными слухами о некой дерзости НАТО, допущенной аж у стен Кремля. Конец глухим кривотолкам положила опять-таки партийная печать. Через три дня после открытия совещания читающий народ увидел под рубрикой "В президиуме Верховного совета СССР" извещение: "Президиум Верховного совета СССР освободил маршала Советского Союза Соколова Сергея Леонидовича от обязанностей министра обороны в связи с уходом на пенсию". Вроде бы и логично - военачальнику стукнуло 76 лет. Тем не менее общественность нервничала.
Керосина в огонь плеснуло резюме политбюро ЦК КПСС: "...на заседании, состоявшемся 30 мая 1987 г., обсудило доклад Министерства обороны СССР об обстоятельствах, связанных с нарушением воздушного пространства Советского Союза самолетом, пилотируемым гражданином ФРГ М.Рустом... Советские самолеты дважды совершили облет западногерманского самолета... освободить от должности главнокомандующего Войсками противовоздушной обороны т. Колдунова А.И. Принято решение об укреплении руководства Министерства обороны СССР". Новым министром обороны стал генерал армии Язов, заместитель Соколова по кадрам. Этот 64-летний кадровик тут же включился в масштабную чистку руководства войск. Но солдатская мудрость, как и народная, не дремлет никогда: в курилках Язова уже именовали "ставленником Руста".
"Ежовые рукавицы" промассажировали даже младших офицеров ПВО, в чье дежурство Руст нарушил наши рубежи: упрятали в тюрьму - с лишением воинских званий, выслуги лет, то есть пенсии, других привилегий...
Между тем дотошные репортеры добывали все новые крупицы информации о таинственном визитере. Какому-то любителю удалось сфотографировать ночью 28 мая спортивную "Сессну 172В", завершившую посадочный пробег между Спасской башней и храмом Василия Блаженного. Прожектора с Кремлевской стены словно бы облегчали непростое приземление. Сам же пилот оказался юным очкариком, чем-то напоминающим нынешнего Гарри Поттера. Откинув колпак одновинтового моноплана, пришелец трогательно уплетал бутерброды. Эта деталь либерализовала оценки действий нарушителя границы: от шпиона НАТО до шалопая-авантюриста. Холодная война поднялась в апогей, а этот западный парень, выходит, не верил в "лубянские подвалы" "империи тьмы"...
Отходчивость, даже простодушие россиян - притча во языцех. Однако в Руста для порядка вцепились следователи, за ним охотились репортеры. Тут на горизонте появились и родители Матиаса, обескураженные, но приятные германские бюргеры: тоже вызывали жалость как потерпевшие от проделок сына-шалуна.
И без того небольшой срок заключения нарушителя воздушных рубежей державы развитого социализма советская Фемида скостила так, чтобы блудный сын воссоединился-таки с горюющей семьей и земляками.
Поначалу и автор этих строк разделил всепрощение Матиаса. Но вспомнилось, как пятью годами раньше я участвовал в гималайской журналистско-альпинистской экспедиции. Нашу группу из Катманду в поселок Лукла доставлял двухвинтовой биплан канадского производства. Он, разумеется, помощнее "Сессны" чехословацкой, но общие достоинства просматриваются. В частности, неприхотливые требования к взлетно-посадочным полосам (ВПП).
Как же садились мы на высокогорную гималайскую ВПП? Представьте себе наклонное плато, зажатое между вертикальной скалой и глубокой пропастью. Выплывая из пропасти, наш двухвинтовик как бы пришвартовался к ВПП, а дальнейшее замедление бега обеспечивали не столько тормоза, сколько сильный угол подъема ВПП. Колени пассажиров при этом поднимались чуть ли не до ушей. Наш "твин" остановился, не пробежав и сотни метров по ВПП Луклы.
...Многие современники приземления Руста у Кремля и по сей день не разобрались в глиссаде и месте приземления "Сессны". ВПП "Шереметьево", "Домодедово" и других аэродромов имеют соответствующие ориентиры. Каковы же ориентиры при ночном подлете к Кремлю? Прежде всего это Большой Москворецкий мост, указующий на рубиновые кремлевские звезды. Да, военной практике известны взлеты и посадки на автотрассах. При непременном условии: никаких проводов над дорогой быть не должно. А Москворецкий мост опутан высоковольтной и иной проводкой капитально: садящемуся аппарату здесь мгновенная смерть от физического и электрического воздействия.
Автору понятно, почему единственный вариант посадки "Сессны" - Васильевский спуск: отсутствие навесных проводок и тормозящий, сокращающий приземление подъем. Как в Гималаях!
Вот и выходит: Руст пилот молодой, да ранний. Его посадка у Кремля не авантюра проказника, исповедующего лихаческое: больше газа - меньше ям. Его посадка - итог гигантской работы спецслужб, основу которой составляют компьютерные расчеты и длительные тренировки на макете местности. Молодой немец оказался способным сотрудником. Не зря же после акции на него посыпались обильные гонорары, США пригласили Руста писать книгу.
Тогда, в 1987 году, разведчики НАТО переиграли разведчиков Варшавского пакта. Как при швартовке к Кремлю, так и при вызволении исполнителя проекта из советских зэков. Переиграли, посеяв в корпусе исследователей дерзкого рейса плюрализм мнений, имеющий место быть и по сей день. Совершал или нет Руст промежуточные посадки? Связаны ли с этим приземлением загадочные смерти (в 1991 г.) маршала Ахромеева и маршала авиации Кожедуба, критиковавших историю с Рустом? Почему первомайский полет на У-2 (1960 г.) шпиона из США Пауэрса оборвали ракетой над Свердловском, а Руста почти впустили в Кремль? Шефствовали ли над "делом Руста" прогорбачевские пиарщики и гэбэшники? Это далеко не полный перечень недоумений по "делу Руста".
Но совершенно очевидно, что Матиас инициировал реформирование Вооруженных сил СССР. По рыцарским меркам достойного противника следует уважать. Поэтому мы говорим: с 15-летием вас, герр Руст.