0
1110
Газета Стиль жизни Интернет-версия

24.05.2002 00:00:00

Проси Николу, а он Спасу скажет

Тэги: николайугодник, молитва


Двадцать второго мая православный мир широко праздновал Николин день. Праздник установлен в память перенесения в итальянский город Бари из Мир Ликийских мощей архиепископа Николая (Католическая Церковь также празднует это событие и подобающим образом чтит общехристианского святого). Мощи святителя Николая хранятся в белоснежной базилике Сан Сабино, храме романского стиля ХII века с фасадом, украшенным орнаментом "звериного стиля", напоминающим такие же плетенки православных соборов Юрьев-Польского и Владимира.

Праздник в Бари - маленьком городке на юге Италии - издавна отмечался с большим размахом. Один из русских путешественников, посетивший Бари в 1873 году, вспоминал, что в крипте - нижней церкви, где хранятся мощи, - собирается огромная толпа богомольцев. Служба идет день и ночь, не прерываясь. "Весь город иллюминирован, то там, то сям взвиваются ракеты, вспыхивают декорации фейерверков, транспарантов, изображающих сотворенные нетленными мощами Николая-угодника чудеса. Набережная, порт - все покрыто густыми толпами народа, которые тут проводят ночь. В той толпе мы видели представителей всех племен, населяющих Италию: и сицилийцев, и калабрийцев, и романнов; мы слышали славянский говор черногорца и серба и, наконец, русскую речь земляка-паломника".

Святитель Николай, родившийся в III веке в городе Патарах, в древней Ликии, входившей в состав Малой Азии, с детства посвятил жизнь служению Богу. Все свое имущество он роздал бедным, претерпел гонения, выступал против ересей, спасал невинных от казни, усмирял морскую стихию, вернувшись из Палестинской пустыни, стал архиепископом мирликийской церкви, дожил до глубокой старости, служа для паствы образцом жизни в любви, в вере, в чистоте, и после непродолжительной болезни мирно скончался. Святитель Николай - умиротворитель враждующих, защитник невинных, спаситель терпящих бедствие, один из самых почитаемых святых всего христианского мира.

В ХI веке многие города христианского Востока опустошались мечом и огнем, подвергаясь набегам воинственных мусульман. В 1087 году одному "благоговейному" священнику апулийского города Бари явился святитель и сказал, чтобы перенесли его мощи из Мир Ликийских в этот город. Горожане немедленно снарядили три корабля и отправили их за мощами. Чтобы скрыть цель своего путешествия, корабли нагрузили пшеницей, а по пути получили известие, что венецианские купцы также намерены отправиться в Миры для перенесения мощей святого в Венецию. Попутный ветер благоприятствовал барийцам. Достигнув берегов Ликии, они проникли в церковь и осуществили свое намерение. Сначала им помогал плыть домой попутный ветер, но на следующий день ветер переменился и повернул корабль по направлению к городу Патарам, родине святителя Николая. Испуганные барийцы стали опасаться, точно ли это мощи архиепископа Николая, не прогневали ли они его своим смелым поступком. И только когда пятеро из них признались, что взяли себе частицу мощей святого угодника, море успокоилось и подул благоприятный ветер. С тех пор их путь продолжался счастливо, и они привезли драгоценный клад в Бари в целости.

Слава о святителе Николае была так велика, что в 882 году в Киеве, на могиле князя Аскольда, была построена Николаевская церковь. Аскольд принял крещение и был назван Николаем в честь чудотворца во время своего похода в Византию. В последний год правления великого князя Всеволода митрополитом всея Руси Ефремом в 1092 г. 9 мая (по старому стилю) было объявлено праздником перенесения мощей святителя. Греческая и Армянская Церкви не признали праздника, поскольку считали, что перенесение произошло насильственным путем, из православного города Миры в православный Бари. Всеволод стремился установить хорошие отношения с католическим миром (две дочери Всеволода были замужем за католическими королями), и утверждение праздника это подтверждает.

Не являясь исконно русским святым, святитель Николай приобрел такую популярность и любовь на Руси, что, по свидетельству иностранцев, его называли "русским Богом". По наблюдениям Бориса Успенского, собравшего огромный документальный этнографический материал в своей книге "Филологические разыскания в области славянских древностей", Николай-угодник - единственный святой, который может занимать место Иоанна Предтечи в трехфигурной деисусной композиции, помещаясь по левую сторону Христа, выражая таким образом идею предстательства за род христианский (Даль в своем сборнике пословиц записывает: "Проси Николу, а он Спасу скажет").

На имя Святителя Николая выдавался "пропуск", или подорожная, то есть, как свидетельствуют этнографы, "разрешительная молитва" на имя св. Николая, что такой-то умер в православии. Об этом же свидетельствуют и записи иностранцев с ХVI по XVIII век: русские кладут в гроб препоручительную грамоту святого Николая, которого считают небесным привратником. Святитель Николай может выполнять функции не только апостола Петра, но и архангела Михаила, являясь покровителем ратного дела, а также умертвителем змей, что соответствует восприятию архангела Михаила как змееборца.

Николай-угодник, фигурируя в народном сознании как второе лицо после Бога, выступает как крестьянский и вообще как народный святой. Он - помощник и в ратном и в крестьянском деле: "Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает". Избавитель от всяких зол, кроме того, он является в народном сознании устроителем брачных уз и супружеского счастья, "на всякий час помогает", "Николай на пороге - помогай мне в дороге". Праздник Николая-угодника, отмечаемый 19 декабря и 22 мая, раньше назывался Никольщиной и вошел в массу пословиц и поговорок: "Красна Никольщина пивом да пирогами".

Любопытный случай описывает в своих воспоминаниях крестьянин Ярославской губернии Артынов. Однажды в городе Свияжске, в трактире ему встретился татарин, который до небес превозносил Николу. Со слов трактирщика Артынов выяснил, в чем дело. Оказывается, повстречался этому татарину в лесу огромный медведь. "Гибель татарина была неминуемая, медведь шел прямо на него; тут татарину пришел на память святитель Николай; вероятно, от кого-нибудь он слышал о нем; он стал ему молиться, говоря: "Микула! пожалуста! свеча ставят!" - и говорил это не один раз; медведь тогда поворотил в сторону и скрылся в чаще леса. Татарин по обещанию купил свечу и отдал ее местному священнику, говоря: "Пожалуйста, ставь Микуле; о, ваш Микула велик человек".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
977
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
1126
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
689
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
794

Другие новости