* * *
Лейбниц в шутку написал в общество алхимиков письмо, в котором была абракадабра из терминов. Он, к своему удивлению, получил ответ, где его благодарили за высоконаучное сообщение и ему объявляли о принятии в члены общества алхимиков.
* * *
Лафонтен зашел в дом знакомого ученого с намерением поговорить с ним. Его родственники выразили удивление:
- Хозяин вот уже месяц как умер, и вы на его похоронах произнесли очень проникновенную речь.
- Да, да, у меня очень хорошая память, я помню каждое слово этой речи и могу ее точно повторить хоть сейчас.
* * *
Сталин любил папиросы "Герцеговина Флор". Он потрошил их и набивал табаком трубку. Табак для него готовил грузин-профессор, получивший за это Сталинскую премию.
* * *
Молодой литературовед Марк Поляков посетил Алексея Толстого в Барвихе. Мэтр был благосклонен и пригласил гостя отобедать. За обедом Толстой расхвастался:
- Салат - с моей грядки. Морковь - сам вырастил. Картошка, капуста - все свое.
- А хлеб тоже ваш? - съязвил Поляков.
- Хлеб?! Вон отсюда! - рассвирепел Толстой, справедливо усмотрев в вопросе Полякова намек на роман "Хлеб", написанный по социальному заказу и превозносящий Сталина.
* * *
Рассказал мне литературовед Андрей Дмитриевич Михайлов.
У жены известного специалиста по русской литературе Благого не могло быть детей, а его коллега Нечаева была влюблена в него, и по тройственному соглашению Благой и Нечаева зачали ребенка. Родился Дмитрий, будущий пианист, ныне давно покойный. Как-то Нечаева встретила одного литературного знакомого, которого давно не видела. Тот ее расспрашивает, как дела.
- Вяземским занимаюсь, сына ращу.
- Ну что ж, благое дело, благое дело!
* * *
Македонский пришел к Диогену:
- Что я могу для тебя сделать?
- Отойти и не загораживать солнце.
* * *
Молодой человек спросил Сократа:
- Мудрец, скажи, жениться мне или нет.
- Поступи как хочешь - все равно пожалеешь.
* * *
У Вольтера спросили:
- Каковы ваши отношения с Богом?
- Мы здороваемся, но не разговариваем.
* * *
До войны в институте философии шло обсуждение вклада товарища Сталина в философию. Один выступавший сказал, что товарищ Сталин открыл закон неодолимости нового. Другой возразил: товарищ Сталин достаточно велик и не нуждается в приписывании ему чужих заслуг - закон неодолимости нового сформулировал Гегель. После заседания к этому оратору подошли два философа в штатском и увели куда следует.
* * *
Сталин пригласил опального профессора Шалву Нуцубидзе и беседовал с ним целый вечер. Сталин знал, что Нуцубидзе перевел на русский "Витязя в тигровой шкуре" Шота Руставели, и сообщил, что он тоже перевел когда-то несколько строк из этой поэмы. Когда он прочел эти строчки, Нуцубидзе попросил разрешения включить их в свой перевод. Разрешение он получил, и строки безымянно вошли в поэму.
Есть и другая легенда: перевод принадлежит не Сталину, а другу его юности, участвовавшему вместе с ним в эксах и посаженному в лагерь.
Я знал Нуцубидзе. Это был человек большой культуры. В начале 30-х годов его упрекали в том, что он не освоил философских трудов Сталина и все еще не перешел на платформу марксизма. Нуцубидзе отвечал: "Даже на вокзале только человек без багажа может легко и быстро перейти с одной платформы на другую. У меня же есть научный багаж".
* * *
В 1938 году в Институте философии состоялось заседание партбюро, рассмотревшее персональное дело академика Митина, виноватого в том, что любовника его жены арестовали как врага народа. Митин оправдывался: "Товарищи, я же был не в курсе!" Ему вынесли выговор за утрату большевистской бдительности. Через некоторое время Митин обратился к Сталину с письмом по философским вопросам и был им принят. Этому событию в Институте философии было посвящено специальное заседание. Длинная речь Митина состояла из фраз: "В беседе со мной товарищ Сталин... указал... подчеркнул... раскрыл..."
Выговор с Митина сняли, а протокол партбюро уничтожили.
* * *
Один ученик разочаровался в своем учителе Рама Кришне, ушел от него и стал самостоятельно постигать мир. Через десять лет ученик вернулся и показал, что он умеет делать. Он перешел реку по воде, не замочив ног. Кришна воскликнул: "И на эту глупость ты потратил десять лет? Я тоже могу пересечь реку по воде, не замочив ног, заплатив лодочнику одну рупию за перевоз".
* * *
Сталин сообщил Туполеву:
- Вновь запускаем в серию ваш бомбардировщик.
- Товарищ Сталин, этот бомбардировщик нельзя было снимать с серии.
- А вы злопамятный. Сами виноваты.
- А что я мог сделать? Это был ваш приказ.
- Нужно было пожаловаться на меня в ЦК.
* * *
В 20-30-х годах прошлого века старых вузовских профессоров увольняли как классово чуждых и заменяли красной профессурой. В ГИТИС на лекции красного профессора Гагарина сбегались со всей Москвы. Он говорил, например: "Данте одной ногой стоял в Средневековье, а другой приветствовал зарю нового времени" или: "Произошел раздел Польши, и ее четвертовали на три равные половины".