XV церемонию вручения кинематографической премии "Ника" ждали в этом году с тревогой. Созданные благодаря стараниям Никиты Михалкова Национальная академия кинематографических искусств и наук и новая премия "Золотой Орел" грозили если не уничтожить "Нику", то сильно осложнить ей жизнь. Телевидение уже было отказалось транслировать церемонию. Статус "Ники" обретал было неустойчивость. Но все обошлось. Вместо ожидаемой войны возник цивилизованный конфликт. "Ника" получила статус Общероссийской академии кинематографических искусств. Трансляция по ОРТ состоялась. А на церемонию был приглашен Борис Ельцин, знававший когда-то, что такое быть гонимым. Бывший первый президент России выступал "вечной ценностью" из разряда культурных - в качестве альтернативы действующему президенту, с которым дружен Никита Михалков. Ведь действующий президент еще не вошел в историю.
Давно уже политика и искусство не были у нас так едины, как на этой юбилейной церемонии вручения "Ники". Центр и вектор праздника оформились тогда, когда в фойе Центрального Дома кино появился Борис Ельцин с супругой. Тут же открыли и входы в зрительный зал. Экс-президентская чета направилась, естественно, прямиком туда. И все, как под воздействием большого магнита, устремились за ними. Борис Николаевич и Наина Иосифовна сидели в первом ряду. Их дважды приветствовали оглушительными овациями и поголовным вставанием. Так что сразу стало понятно, кто тут главный. Сложив с себя полномочия действующего политика, Борис Ельцин автоматически обрел статус общенациональной звезды. Этого статуса уже нельзя ни сложить с себя самому, ни отнять. Ельцин обнимал Алексея Баталова, вручая ему приз "За честь и достоинство" и произносил речь о преимуществах нашего кино перед американскими боевиками - и то и другое под восхищенный вой зала.
Лужков декламировал стихи про образ Москвы в нашем кино. Объявили, что на будущее учреждена премия "Ника" для кинематографистов стран СНГ и Балтии. Все основные премии за 2001 год получил самый политический фильм "Телец". И Юлий Гусман отметил, что помимо Леонида Мозгового, прославившегося в роли Ленина у Сокурова, в зале еще трое актеров, сыгравших вождя революции, - Александр Калягин, Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. Под конец министр культуры Михаил Швыдкой зачитывал цитату из высказывания Александра Солженицына о "Тельце". Вновь повеяло азартом отстаивания политических позиций и гражданских ценностей.
Во всем поведении собравшихся ощущалось воинственное вдохновение. Присутствовавшие являли не просто элиту артистического мира, но сомкнутые ряды творческого братства. И было уже не важно, что Иосиф Кобзон спел, как всегда, замечательно, а Анастасия Волочкова станцевала, как всегда, посредственно, Максим Галкин пародировал, как всегда, славно, а Михаил Ширвиндт эпатировал, как всегда, брутально, демонстрируя сияющий унитаз. Было важно, что все выходили на одну и ту же сцену по одному и тому же поводу - чтобы быть вместе с "Никой". За эту атмосферу "Ника" должна благодарить Никиту Михалкова и его Национальную академию кинематографических искусств и наук. Появление конкурирующей премии "Золотой Орел", борьба за национальный статус и телетрансляцию создали "двухпартийную" систему премий. Вместе с ней неминуемо возник внятный адрес для иронии, драматический конфликт и то напряжение, которое свойственно сюжету с интригой - ведь могли бы и не добиться трансляции, могли бы и не дождаться Ельцина. А теперь надо ждать фаворитов и покровителей "Золотого Орла". Не прийти на ту, другую, церемонию Путину будет просто неприлично.
Экстремальность облагораживает и перебор патетики, и технические накладки, и отсутствие неожиданностей. Никто не сомневался, что, как и на "Золотом Овне", "Телец" вырвется в лидерство, которому нет достойной альтернативы. В лице этого фильма новая Россия со скорбным бесчувствием окончательно распростилась со своим советским прошлым. Лучший режиссер и оператор - Александр Сокуров. Лучший сценарист - Юрий Арабов. Лучшая мужская роль осталась за Леонидом Мозговым, а лучшая женская - за Марией Кузнецовой. Что может более впечатлять, нежели образы Ленина и Крупской, разлагающихся при жизни, подобно отравленным растениям. Лучший художник - Наталья Кочергина.
Все прочее равномерно распределилось среди остальных номинантов.
Ничто хорошее в кинематографе 2001 года не прошло незамеченным. Приз за женскую роль второго плана достался Евгении Добровольской, сыгравшей задушевную алкоголичку в "Механической сюите" Дмитрия Месхиева. Премию за мужскую роль второго плана вручили Михаилу Ефремову, придавшему артистический гуманизм "Таежному роману" Александра Митты. Открытием года стал Владислав Галкин, герой которого запомнился своей страстью и силой в картине "В августе 44-го" Михаила Пташука. Лучшей звукорежиссурой также признали работу Игоря Майорова в том же фильме. Исаак Шварц унес со сцены свою уже третью "Нику" - на сей раз за трепетную и печальную музыку к "Дикарке" Юрия Павлова. Лучшим художником по костюмам стала Наталья Замахина, облачившая персонажей "Сказа про Федота-стрельца" Сергея Овчарова в очень русские наряды. Лучшим анимационным фильмом признали "Кошек под дождем" Алексея Демина - самый трогательный по настроению и пушистый по фактуре мультфильм. На документальном фланге победа абсолютно заслуженно досталась Андрею Осипову, снявшему "Охоту на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя" - о душе и судьбе Андрея Белого, которые были средоточием трагедий и эстетизма Серебряного века. Все расходились довольные. "Ника" показала, что ее существование давно стало и остается объективным фактом. "Ника" показала, как надо любить наш нынешний кинематограф, когда другого кинематографа у нас нет.