0
4537
Газета Стиль жизни Интернет-версия

22.04.2002 00:00:00

Самые неизвестные аборигены мира

Тэги: аборигены, оранг асли, малайзия


Прибывающим в Малайзию высоким иностранным гостям радушные хозяева обычно дарят помимо изысканно оформленного традиционного малайского кинжала-криса поделки из мангрового дерева - маску, фигурку либо статуэтку, выполненные в стиле примитивизма, но отличающиеся тщательностью обработки и шлифовки материала. Гостю непременно пояснят, что подарок является работой самого известного в стране мастера - Пиона Анак Бумбуна. А в путеводителе по Малайзии можно прочитать, что он живет в небольшой деревне на острове Кери и принадлежит к племени мах мери из числа малайзийских аборигенов - "оранг асли".

Об "оранг асли" Малайзии известно крайне мало. Если суммировать довольно немногочисленные научные работы по этой проблеме, публикации в малайзийской прессе, а также личные впечатления, вырисовывается следующая картина. Населяя очагами западную полуостровную часть Малайзии на протяжении тридцати веков, "оранг асли" представляют собой одну из самых древних сохранившихся на земле культурно-этнических групп. Составляющие ее племена принадлежат к потомкам охотников и кочевников-собирателей эпохи палеолита, прошедших сходную с аборигенами Австралии, маори Новой Зеландии и первородным населением Андаманских островов, принадлежащих Индии, эволюцию. Принято считать, что ныне в Малайзии примерно 120 тысяч аборигенов, подразделяющихся на три основные этнические подгруппы - сеной, протомалайцев и негрито, состоящих, в свою очередь, из 18 племен.

В местных научных кругах до сих пор нет единого мнения о прародине и путях миграции малайзийских аборигенов. Единая точка зрения сложилась лишь в отношении протомалайцев. Полагают, что на Малаккский полуостров они пришли с территории современной Индонезии.

В лингвистическом плане "оранг асли" распадаются на две основные группы - кхмерско-монскую (на языках которой говорят жители Вьетнама и Камбоджи) и австралонезийскую (на одном из языков которой говорят сами малайцы). Языки и диалекты "оранг асли" изучены весьма слабо. Их звуковая палитра гораздо шире, чем в современных языках, в том числе в малайском, и для транскрибирования требуется введение дополнительных символов. В частности, число только гласных звуков превышает 30 единиц.

Несмотря на агрессивный натиск современной цивилизации, большинство "оранг асли" остается представителями самостоятельных культурно-этнических сообществ, обладающих собственным уникальным мировоззрением. Сердцевиной его является чувство неразрывной общности с окружающей природой. Из поколения в поколение передается фундаментальный завет: "Мы едим, чтобы быть съеденными, охотимся, чтобы охотились на нас, все земли, леса и горы, где мы живем, принадлежат всем обитающим в них живым существам".

Своеобразно восприятие аборигенами категории времени: оно движется не в линейной прогрессии, а как маятник - каждый шаг вперед неизбежно сопровождается его возвращением в прежнее положение. Если маятник совершает колебательные движения, значит, считают "оранг асли", время имеет циклический характер, а человек не может идти вперед, не зная, откуда он произошел. Поэтому превратности и испытания бытия неизбежно возвращают аборигена к воспоминаниям о прошлом, о всемогущем боге, который когда-нибудь навсегда обеспечит защитой его личность и особый мир. Важнейшее место в духовной и материальной жизни малайзийских аборигенов занимает культ духов. Любая болезнь считается результатом их вмешательства и следствием потери человека гармонии с окружающим миром. Дух как бы является "судебным исполнителем", извещающим его об утрате баланса во взаимоотношениях с природой.

С культом бестелесных существ-духов непосредственно связано ремесло изготовления деревянных масок и статуэток, в котором так преуспели племя мах мери и мастер Пион. С давних времен наиболее часто режется маска духа Кала, ассоциируемого с малярией, самой распространенной болезнью обитателей влажных тропических лесов. И ныне, если человек заболевает, к нему приглашается местный шаман, одетый в маску определенного духа. Маска должна открыть пациенту личину его мучителя и тем самым указать ему путь к выздоровлению. В тех случаях, когда эпидемия или стихийное бедствие поражает всю деревню, строится лодка, нагружается деревянными изображениями злых духов и отправляется в морские или речные воды в надежде, что духи никогда не вернутся обратно.

По самым разным причинам племена "оранг асли" стоят на различных ступенях развития. Наглядным примером в этом отношении служит хотя бы сравнение между соседними племенами семанрг и семай, населяющими самый гористый и лесистый малайзийский штат Паханг. В то время как первые, относящиеся к негрито, упорно придерживаются традиционного уклада, ведя кочевой образ жизни, занимаясь охотой и сбором растительной пищи, вторые, потомки мигрировавших из Индонезии протомалайцев, довольно далеко продвинулись в хозяйственной деятельности. При этом семайи не бросили охоту и рыболовство, благо обилие озер и рек для этого создает благодатные условия.

Любопытны взгляды аборигенов-семайев на мироздание. По их верованиям, у прародителя Адама было 44 сына и дочери, двоих из которых он взял на небеса, а двоих других оставил на земле. Остальные сорок отпрысков попросили прародителя разрешения на вступление в брак, но получили отказ. Адам заявил, что еще не закончил сотворение мира, изрубил детей на куски, которые разбросал далеко вокруг себя. Попавшие в воду стали рыбами и рептилиями, оказавшиеся на земле превратились в деревья и горы. Лишь после этого оставшиеся двое детей Адама поженились и дали потомство, от которого и происходит племя семай.

Характерно, что у семайев, равно как у других аборигенов Малайзии, полностью отсутствует понятие частной собственности на землю и другие природные ресурсы: все они принадлежат племени в целом. Такой взгляд вступает в жесткое противоречие с нынешней ситуацией, когда угодья аборигенов в растущих масштабах распахиваются под плантации масличной пальмы и гевеи. Так, например, мастер Пион рассказывал автору этих строк, что в округе практически не осталось деревьев тех пород, из которых он режет свои изделия. Не удалось реализовать его идею искусственных посадок: у деревни не осталось земли, а сама она оказалась на пятачке, зажатом между морем и масличными плантациями.

"Оранг асли" остаются самой обездоленной частью малайзийского общества. По данным Союза аборигенов, до 85 процентов самых древних малайзийцев пребывают за чертой абсолютной бедности. Нельзя не сказать также, что линия на приобщение "оранг асли" к современной жизни зачастую ведет к плачевным результатам: разрушению семейных, родовых и племенных институтов, подверженности эпидемиям, потере самобытной идентичности. Активисты аборигенских организаций считают, что коренных жителей следует оставить в покое, в гармонии с естественной природой и тем самым помочь им выжить в качестве самобытной культурно-этнической общности.

Куала-Лумпур-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1442
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
907
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
649
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
897

Другие новости