До покорения русскими Кавказа местность, расположенную между Осетией и Кумыкскою плоскостью, населяли горцы, говорившие на одном чеченском языке. Сами чеченцы называют себя нахчой, кумыки их называют мичикиш, кабардинцы - шашан, а русские - чеченцами. Задолго до появления Грозного здесь располагался Сунженский острог. И вначале крепость решили возвести в устье реки Кубани, дав ей имя Росс-Грозная. Однако по приказу командира Отдельного Кавказского корпуса Ермолова построили крепость на Сунже, что напротив Ханкальского ущелья. Это место тогда считалось самой горячей точкой на Северном Кавказе, поэтому и крепость, заложенную здесь 22 июня 1818 г., назвали Грозной.
Кавказ издавна был своеобразным мостом между Азией и Европой и местом контактов между переднеазиатскими странами и народами Восточной Европы. И понятно, почему эта географическая точка на карте мира всегда притягивала к себе взоры самых разных завоевателей. России же Кавказ дался ценою большой крови. Но, как отмечают историки, если бы русские вовремя не укрепились на Тереке, то там появились бы турецкие крепости. Это привело бы к закреплению Кавказа за Турцией и облегчило бы ей наступление на южные пределы России.
Не случайно Ермолов на угрозы персидского шаха Фехт-Али, претендовавшего на Кавказ, ответил коротко, но очень убедительно: "Письмо вашего величества┘ я получил в твердой и незыблемой крепости Грозной┘" Таким образом Ермолов дал понять, что Россия Кавказ никому не отдаст.
Крепость Грозная с самого начала имела важное военно-стратегическое положение и представляла собой правильный шестиугольник, окруженный глубоким рвом. От главных ворот через ров был переброшен мост на дорогу, ведущую в центральные области России, а позднее, в 1850-м, в крепости появились и Красные ворота, построенные в честь приезда в Грозную наследника престола, будущего императора России Александра II.
В крепости формировались отряды войск, собранные из разных мест Северного Кавказа, в основном из Дагестана. Отсюда направлялись карательные экспедиции для усмирения непокорных. Уже тогда такие военные операции сопровождались разорением аулов и вырубкой лесов в окрестностях Грозной. Можно догадаться, какие чувства тогда вызывала крепость у горцев.
Постепенно крепость Грозная из военно-административного центра превращалась в место оживленных экономических и торговых связей горцев с обитателями крепости, особенно с купцами, привозившими сюда разные товары из Центральной России. Самих чеченцев в форштадте жило мало, в основном переводчики и проводники.
В те далекие времена Кавказ с легкой руки Александра I называли "теплой Сибирью" - именно сюда ссылались на верную погибель инакомыслящие. "Прелести теплого рая" на себе испытали и декабристы: сгорел в лихорадке Одоевский, в схватке с горцами был убит Лихарев, от ран скончался Бестужев-Марлинский, лишился разума Петр Бестужев.
Лишь только с завершением в 1859 г. военных действий в Чечне наместник Кавказа Барятинский распорядился об организации в Грозной с 1860 г. двух ярмарок - весенней и осенней. Они в дальнейшем сыграли большую роль в развитии города. А с 1 января 1871 г. "крепость Грозная переименовывается в город со введением в оном упрощенного общественного управления".
Позже, в 1890-х, была доказана несомненная перспективность нефтеносных площадей Грозного. Уже в 1892 г. добыча нефти в городе дошла до 450 тыс. пудов. И тогда же возникла необходимость в железной дороге, которая затем соединила Грозный с Ростовом и Каспием.
Думается, что проблемы, накопившиеся в Чечне, можно было бы разрешить иным, не кровавым способом, если бы "прорабы" нынешней чеченской войны как с той, так и с этой стороны принимали во внимание уроки истории. А она, как известно, преподносит их довольно часто и особенно в жестокой форме там, где игнорируется прошлое.
* * *
Говорят, что в войне грешная, неправедная жизнь возносится на крест. Думал ли об этом Николай II, когда взваливал на плечи своего народа эту кровавую ношу? От войны он ждал победы, уверенный в том, что ненависть непременно переплавится в любовь. Но уже тогда трагедия нависла над великой империей, хотя руль правления Россией еще оставался в царских руках и до дней, потрясших мир, оставалось несколько лет. А пока Николай II совершал поездку на Кавказ, еще не зная, что и она станет последней в его жизни.
В октябре 1914 г., во время Первой мировой войны, на стороне Тройственного союза выступила Турция, что вызвало открытие Закавказского фронта. Русские войска заняли линию от Баязета близ турецко-персидской границы. В это время Николай II принял решение посетить Кавказскую действующую армию, которая "с первых дней кампании вела славные походы и одержала ряд блестящих побед". Эта поездка на фронт на виду у турецких пикетов состоялась как раз накануне турецкого наступления. Маршрут следования пролегал через Владикавказ. Накануне этого события "Терские Ведомости" от 3 декабря 1914 г. поместили обращение Владикавказского головы Гаппо Баева: "Посещение Государем Императором Кавказа в эту великую годину новой отечественной войны, в разгар боя на Кавказском фронте, его бодрящее слово - ко всему населению Кавказа┘ налагает на граждан Владикавказа сугубый долг преданности и благодарности за оказываемую городу высокую честь своим посещением в ближайшие дни".
4 декабря 1914 г. государь прибыл во Владикавказ. Царя приветствовали представители разных сословий, в том числе дворянского и купеческого, а также ремесленники, мастеровые и рабочие Владикавказской железной дороги. Почетный кортеж доставил Николая II в Кафедральный собор на торжественный молебен. В подарок от осетинского духовенства царь принял икону Георгия Победоносца. По окончании богослужения император "почтил своим присутствием Терский Войсковой Казачий Круг", посетил военные лазареты, где беседовал с ранеными офицерами и солдатами, побывал в Кадетском корпусе. Во Владикавказе депутация от осетинского народа поднесла императору 10 тыс. руб. на нужды раненых. Николай II был тронут теплым приемом и потом с особым удовольствием вспоминал свое пребывание во Владикавказе в конце ноября - начале декабря 1914 г.
Вот кавказский маршрут следования Николая II: Екатеринодар, Дербент, Тифлис, Карс, Саракамыш, Владикавказ, Ростов-на-Дону. Эта поездка значительно подняла моральный и боевой дух российских солдат, впереди их ожидала кровавая схватка с неприятелем и победа, о чем потом сообщили газеты: "22 декабря 1914 года, в 5 часов вечера, определилось поражение 9 и 10-го турецких корпусов под Саракамышем. Командир 9-го корпуса Исхан-Паша, три начальника 17, 28, 29-й дивизий и два заместителя начальников дивизий со своими штабами, более сотни офицеров и тысячи нижних чинов взято в плен. В упорном бою под Ардиганом и Саракамышем турки потерпели полное поражение".
А пока поезд уносил Николая II подальше от Кавказа. И кто знает, сколько грусти примешивалось в тот момент к мыслям царя о будущем державы. На Россию незаметно надвигалась революционная буря, а ему еще предстояло "принять муку свершающейся истории"┘