0
700
Газета Стиль жизни Интернет-версия

08.04.2002 00:00:00

Натовский генерал испытывает МиГ

Тэги: мигат, жанпьер жоб, полет


В пятницу на аэродроме Летно-исследовательского института имени М.М. Громова произошло беспрецедентное событие: главнокомандующий штаба ВВС Франции генерал Жан-Пьер Жоб совершил полет на российском учебно-тренировочном самолете МиГ-АТ. Натовские пилоты и раньше поднимали в воздух наши военные машины, однако это была серийная строевая техника. На этот раз речь идет о перспективном самолете, который существует всего в двух экземплярах.

Любопытно, что инициатива слетать на МиГ-АТ принадлежит французской стороне. Сам же визит генерала Жоба не связан с изучением новой техники и является плановым мероприятием в рамках отношений между ВВС двух стран. Один из пунктов его повестки дня - подготовка к празднованию 60-летнего юбилея эскадрильи "Нормандия-Неман", в рядах которой французские и советские летчики сражались с фашистами в небе нашей страны. Кстати сам Жан-Пьер Жоб в конце 70-х гг. был комэском в этом полку, который и поныне остается одним из лучших в военной авиации республики.

Для празднования юбилея в июне в Париж прибудет российская делегация, которую возглавит главком ВВС РФ генерал-полковник Владимир Михайлов. Во Францию полетит и четверка Су-27 из 4-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава. Ее возглавит начальник центра генерал-майор Александр Харчевский, которого в шутку называют "личным пилотом президента", поскольку именно с ним Владимир Путин совершил свой полет на Су-27УБ в марте 2000 г.

Вернемся к визиту генерала Жоба. Для экспертов не составляет труда понять, почему он захотел полетать на МиГ-АТ: этот самолет примерно на 40% является французским. Его поднимают в небо двигатели "Ларзак", выпускаемые компанией "СНЕКМА". Бортовое электронное оборудование наиболее продвинутой версии МиГ-АТ создается в тесной кооперации с корпорацией "Талес авионикс" - крупнейшей европейской фирмой в этой области.

Обе стороны договорились совместно продвигать новый самолет на рынок третьих стран, и прежде всего тех государств, где исторически сильны позиции российских и французских оружейников. Наиболее вероятным первым покупателем МиГ-АТ может стать Алжир, где машина в 2001 г. успешно выполнила 28 испытательных полетов. Кроме того, самолет был продемонстрирован в Объединенных Арабских Эмиратах и Греции (они закупают французские "Миражи"). Эксперты называют микояновскую машину самым продвинутым военно-техническим проектом двух стран.

Значительная доля импортных комплектующих, хотя и помогает продвижению на внешний рынок, является препятствием на внутреннем. Иностранное происхождение движков стало одной из причин того, что в конкурсе на новую реактивную летающую парту, итоги которого ВВС РФ подвели в конце марта, МиГ-АТ уступил Як-130. Однако те, кто посчитал, что это решение ставит крест на микояновской программе, ошиблись. Генерал Михайлов уже после подведения итогов тендера выполнил несколько полетов на МиГ-АТ, похвалил машину и заявил, что "наши летчики будут летать на самолетах этого типа".

Впрочем, позиция главкома Михайлова вполне понятна. Новые учебно-тренировочные самолеты нужны России уже в 2004-2005 гг., когда начнется списание чехословацких Л-39. Крайне маловероятно, что выделяемые ВВС деньги позволят провести массовое перевооружение военных училищ, а значит, наибольшие шансы будет иметь та фирма, которая сможет подкрепить разработку за счет средств инозаказчика. Так что решающая схватка микояновцев и яковлевцев еще впереди. Победу во многом определит способность обеих фирм заменить импортные комплектующие отечественными. Такая работа уже идет. В частности, готовится лицензионный выпуск модернизированных двигателей "Ларзак" в России.

Генерал Жоб после полета на МиГ-АТ не исключил возможность появления этих машин и во Франции, хотя и подчеркнул, что говорить о выборе преждевременно. Эксперты указывают, что учебные самолеты "Альфа-Джет" скорее всего будут заменены общеевропейскими "МАКО". На фоне этих сверхзвуковых машин МиГ-АТ может занять в ВВС Франции лишь относительно небольшую нишу легких реактивных летающих парт.

Более важно другое: полет генерала Жоба наглядно демонстрирует, сколь важна и эффективна поддержка, которую оказывают своей промышленности французские военные и политики. В этом вопросе у них есть чему поучиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
582
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2305
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1519
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1148

Другие новости