В пятницу на аэродроме Летно-исследовательского института имени М.М. Громова произошло беспрецедентное событие: главнокомандующий штаба ВВС Франции генерал Жан-Пьер Жоб совершил полет на российском учебно-тренировочном самолете МиГ-АТ. Натовские пилоты и раньше поднимали в воздух наши военные машины, однако это была серийная строевая техника. На этот раз речь идет о перспективном самолете, который существует всего в двух экземплярах.
Любопытно, что инициатива слетать на МиГ-АТ принадлежит французской стороне. Сам же визит генерала Жоба не связан с изучением новой техники и является плановым мероприятием в рамках отношений между ВВС двух стран. Один из пунктов его повестки дня - подготовка к празднованию 60-летнего юбилея эскадрильи "Нормандия-Неман", в рядах которой французские и советские летчики сражались с фашистами в небе нашей страны. Кстати сам Жан-Пьер Жоб в конце 70-х гг. был комэском в этом полку, который и поныне остается одним из лучших в военной авиации республики.
Для празднования юбилея в июне в Париж прибудет российская делегация, которую возглавит главком ВВС РФ генерал-полковник Владимир Михайлов. Во Францию полетит и четверка Су-27 из 4-го Центра боевой подготовки и переучивания летного состава. Ее возглавит начальник центра генерал-майор Александр Харчевский, которого в шутку называют "личным пилотом президента", поскольку именно с ним Владимир Путин совершил свой полет на Су-27УБ в марте 2000 г.
Вернемся к визиту генерала Жоба. Для экспертов не составляет труда понять, почему он захотел полетать на МиГ-АТ: этот самолет примерно на 40% является французским. Его поднимают в небо двигатели "Ларзак", выпускаемые компанией "СНЕКМА". Бортовое электронное оборудование наиболее продвинутой версии МиГ-АТ создается в тесной кооперации с корпорацией "Талес авионикс" - крупнейшей европейской фирмой в этой области.
Обе стороны договорились совместно продвигать новый самолет на рынок третьих стран, и прежде всего тех государств, где исторически сильны позиции российских и французских оружейников. Наиболее вероятным первым покупателем МиГ-АТ может стать Алжир, где машина в 2001 г. успешно выполнила 28 испытательных полетов. Кроме того, самолет был продемонстрирован в Объединенных Арабских Эмиратах и Греции (они закупают французские "Миражи"). Эксперты называют микояновскую машину самым продвинутым военно-техническим проектом двух стран.
Значительная доля импортных комплектующих, хотя и помогает продвижению на внешний рынок, является препятствием на внутреннем. Иностранное происхождение движков стало одной из причин того, что в конкурсе на новую реактивную летающую парту, итоги которого ВВС РФ подвели в конце марта, МиГ-АТ уступил Як-130. Однако те, кто посчитал, что это решение ставит крест на микояновской программе, ошиблись. Генерал Михайлов уже после подведения итогов тендера выполнил несколько полетов на МиГ-АТ, похвалил машину и заявил, что "наши летчики будут летать на самолетах этого типа".
Впрочем, позиция главкома Михайлова вполне понятна. Новые учебно-тренировочные самолеты нужны России уже в 2004-2005 гг., когда начнется списание чехословацких Л-39. Крайне маловероятно, что выделяемые ВВС деньги позволят провести массовое перевооружение военных училищ, а значит, наибольшие шансы будет иметь та фирма, которая сможет подкрепить разработку за счет средств инозаказчика. Так что решающая схватка микояновцев и яковлевцев еще впереди. Победу во многом определит способность обеих фирм заменить импортные комплектующие отечественными. Такая работа уже идет. В частности, готовится лицензионный выпуск модернизированных двигателей "Ларзак" в России.
Генерал Жоб после полета на МиГ-АТ не исключил возможность появления этих машин и во Франции, хотя и подчеркнул, что говорить о выборе преждевременно. Эксперты указывают, что учебные самолеты "Альфа-Джет" скорее всего будут заменены общеевропейскими "МАКО". На фоне этих сверхзвуковых машин МиГ-АТ может занять в ВВС Франции лишь относительно небольшую нишу легких реактивных летающих парт.
Более важно другое: полет генерала Жоба наглядно демонстрирует, сколь важна и эффективна поддержка, которую оказывают своей промышленности французские военные и политики. В этом вопросе у них есть чему поучиться.