- В чем суть вашей новой акции?
- Пройти на верблюдах и лошадях исторический маршрут Великого шелкового пути, снять фильм и написать картины. Известно, что часть тракта "Великий шелковый путь" проходила по территории сегодняшней Калмыкии. Экспедиция состоит из трех этапов: первый - переход по территории Калмыкии (весна 2002 г.), по его окончании верблюды будут жить на ферме в Калмыкии. Затем весной 2003 г. караван переправят на пароме в Иран и начнется второй этап - караван стартует на южном побережье Каспийского моря, пересечет всю территорию Ирана с севера на юг и выйдет к берегам Персидского залива. А затем, весной 2004 г., начнется третий этап - переход по территориям государств Аравийской пустыни.
- Почему для старта выбрана именно Калмыкия?
- Пустыня Калмыкии выбрана не случайно: она известна своими "черными песками".
- Обычно вы использовали в путешествиях экологически чистые виды транспорта - яхту, собачью упряжку, велосипед, лыжи...
- Наша новая экспедиция будет верна этой традиции: мы передвигаемся на 13 верблюдах и 10 лошадях.
- Вы раньше работали с верблюдами и лошадьми?
- С лошадьми имел дело - в четырнадцать лет пас коров верхом на лошади. Так что лошадей знаю хорошо. Однажды в Киргизстане состоялось соревнование на лошадях между мной и одним канадцем. Я его обогнал. Он слез с лошади и говорит: "Я пять лет занимался в школе для миллионеров по верховой езде. А ты где занимался?" Я ему ответил: "С четырнадцати лет пас коров". Что касается верблюдов, то с ними я дело не имел. Но этим такие экспедиции и интересны. Когда мы пройдем этот путь, мы сможем сказать, что приблизились к этому красивому и древнему животному.
- Сами вы на ком поедете?
- Наша экспедиция из десяти человек будет двигаться на лошадях (лошади более мобильны), а верблюды будут нести груз. Почему так? Верблюды с погонщиками будут двигаться по прямой, а мы будем отъезжать в стороны, заниматься наукой, а я еще и рисовать.
- Вы планируете привезти новые картины из экспедиции по Шелковому пути?
- Моей главной задачей как раз и будет написание картин.
- Вы будете писать свои работы верхом?
- Я сделал специальное приспособление из досточек, чтобы делать зарисовки и писать дневник, не слезая с лошади. Впрочем, конечно, буду писать и на стоянках. Для этого беру этюдник, мольберт, холсты... Я все-таки больше художник, чем путешественник. До конца года планирую провести большие выставки в Москве и на Дальнем Востоке.
- Чем является для вас живопись?
- Как-то мои друзья и корреспонденты объявили, что я обезумел от своих бесконечных путешествий и даже ушел в четвертое плавание, чтобы избежать психбольницы. Но я ничего не слушал и не читал их бредовые статьи. Я твердо помнил, что в этой жизни ценен лишь труд творчества. Только он дает спокойствие мысли. Только он открывает глаза на красоты, нас окружающие и не замеченные в суете случайных человеческих общений... Я безмерно счастлив, что Господь Бог позволяет мне быть свободным. Вот уже тысячи лет человек живет в рабстве всех сортов. Он забыл вкус свободы. Он забыл то, что у него есть крылья, то, что все небо - его, что он птица из запредельного. Мир огромен, а жизнь коротка. Не растрачивайте свое время. Все это - совсем как письмо на песке. Небольшой ветер или просто волна, пришедшая с океана, и все написанное исчезает безвозвратно...
По вере я христианин, по профессии - путешественник. С детства ношу в душе то вечное беспокойство, которое гонит многих на поиски приключений. Тяготею к тихой спокойной жизни, но так у меня не получалось... Еще в юности я сделал план своей жизни, и в своем дневнике рассчитал, сколько лет учиться, сколько лет путешествовать, затем заняться искусством, а к 70 годам стать деревенским священником. Не надо бояться разорвать с привычным и ступить на новый неизвестный путь. Я последние пять лет все хочу порвать с поиском приключений и начать жизнь художника-творца. Все не могу, все боюсь. Здесь, в путешествии, я знаю, что делать. Я знаю, как организовать экспедиции, я знаю, как вести яхту вокруг света. А там, в мире творчества, неизвестно, какой дорогой идти, каких выбирать друзей, какую тему взять за основу своего творчества. Непонятно. Вот я и боюсь. Я только всем, а особенно близким, говорю, что вот эта - последняя экспедиция, и я начну новую жизнь, и так все эти пять лет...
- В ваших планах, как известно, - пересечение в октябре Атлантического океана на веслах...
- Это будет экстремальная экспедиция по пересечению Атлантического океана на весельной лодке по маршруту остров Тенерифе - остров Барбадос. Лодка для экспедиции была сделана в Англии: 7 метров длины и 2 метра ширины, носовые и кормовые отсеки значительно увеличены, чтобы дать возможность вести дневниковые записи и делать наброски картин в относительно сухом помещении. Последнее немаловажно: я много лет занимаюсь живописью и графикой.
- Почему вы решили отправиться на этот раз в путешествие на веслах?
- Мне говорили, что на веслах плыть интересней, чем под парусом, - так ты ближе к океану. Слышно, как плывут тунцы, барракуды, в то время как на яхте я слышал только шелест касаток. Путешествуя на веслах, я надеюсь лучше понять океан. Расстояние моего путешествия - 3000 миль. Лодка продвигается за один гребок на три метра. Предстоит совершить полтора миллиона гребков. Занятие очень однообразное. Не всякий может это выдержать...
На яхте я всегда имел большую библиотеку, брал холсты, краски. Сейчас груз будет очень мал. И потом придется все время грести. Если полагаться только на одно течение, можно попасть в Саргассово море, а это море - мертвое. Рыба, которой мне придется питаться, там не ловится. Я уже однажды пересекал это море на яхте и ничего не смог в нем поймать. Впрочем, у меня на лодке будет только запас сухих продуктов. В хорошую погоду на газовой печке, которая будет стоять на палубе, я смогу готовить горячую пищу.