В понедельник в 16.51 по местному времени во Внутренней Монголии (северная провинция Китая) совершил посадку спускаемый аппарат прототипа китайского пилотируемого корабля - "Шеньчжоу-3" ("Шеньчжоу" в переводе на русский - "Священная лодка"). Он был запущен в космос с помощью ракеты-носителя "Великий поход 2F" 25 марта 2002 г.
Данный аппарат находился в космосе 6 дней и 18 часов, совершив за это время 108 витков вокруг Земли. Двухтонный орбитальный отсек корабля, видимо, пробудет на орбите еще какое-то время. Некоторые эксперты считают, что "Шеньчжоу-4" или "-5" может отправиться в 2003 г. уже с двумя "тайконавтами" (китайскими космонавтами) на борту. Во всяком случае, это соответствовало бы планам Китая - к 2005 г. первый пилотируемый полет, а к 2010 г. - высадка китайцев на Луну. В промежутке Поднебесная планирует вывести на орбиту постоянно обитаемую станцию.
Напомним, что корабли типа "Шеньчжоу" разрабатывались с учетом российского опыта создания и эксплуатации "Союзов", в частности их спускаемых аппаратов и систем аварийного спасения (САС). Чисто внешне "Священные лодки" также во многом напоминают своих российских собратьев.
"Шеньчжоу-1" совершил в ноябре 1999 г. 14 витков вокруг Земли. В программу полета входила лишь самая базовая проверка систем управления и связи. "Шеньчжоу-2" находился на орбите Земли в январе 2001 г. уже почти 7 дней, облетев за это время планету, как и "Шеньчжоу-3", 108 раз. На его борту проводились уже биоэксперименты.
Что касается "Шеньчжоу-3", то он с точки зрения задач, которые решал в космосе, значительно перерос своих предшественников. На его борту был "экипаж" манекенов, имитировавших сердцебиение, дыхание, метаболизм, а также прочие проявления жизненной активности. Все эти показатели транслировались на Землю.
Кроме того, в ходе полета "Шеньчжоу-3" была оценена система аварийного спасения для "тайконавтов" на случай аварии носителя и впервые использована система фильтрации его выхлопных газов. Полет корабля отслеживался и управлялся с помощью четырех специализированных судов, находившихся в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.
Осуществляемая в режиме строгой секретности пилотируемая программа Китая (или "проект 921") преследует четыре главные цели. Первая - морально-патриотическая и престижная. Согласно китайскому информационному агентству "Синьхуа", председатель КПК Китая Цзян Цзэминь расценил полет "Шеньчжоу-3" как "средство поднятия духа нации". "Это показывает, что китайский народ полностью в состоянии овладеть самыми передовыми технологиями путем внесения в них собственных усовершенствований и может стать частью мира высоких технологий", - подчеркнул он.
Вторая - превратиться, по мнению американской сетевой газеты "Space.com", в "ключевое средство" технологической и экономической модернизации китайского общества.
Третья - способствовать развитию, по словам Дина Ченга, эксперта корпорации CNA в Вашингтоне, "всех отраслей космонавтики, включая мини- и микроспутники".
Наконец, четвертая, по мнению Ричарда Фишера, старшего исследователя из расположенного в Вашингтоне аналитического центра "Джеймстаун Фаундейшн", состоит в том, чтобы "лишить США доступа в космос и возможности использовать его в своих интересах, по мере того как Китай сам будет осваивать космос для поддержки собственных вооруженных сил". Для решения этой задачи в Китае разрабатываются высокоэнергетичные лазер для ослепления американских космических аппаратов и небольшие спутники-перехватчики для их сбивания. Более того, у Поднебесной, по словам Фишера, уже есть мини-шаттл, также способный играть роль истребителя спутников. Что же касается "Шеньчжоу-3", то в программу его полета, как полагает Фишер, входил сбор разведданных для Народно-освободительной армии Китая.
Парадоксальность ситуации состоит в том, что именно американские фирмы "Хьюз" и "Лорал", по заявлению конгрессмена Кристофера Кокса в мае 1999 г., оказали помощь Китаю в совершенствовании его главного носителя "Великий поход". Цель подобной помощи - иметь относительно недорогие ракеты для вывода в космос спутников этих фирм.
Успешный полет "Шеньчжоу-3", по мнению экспертов, также значительно усилил коммерческую притягательность "Великого похода 2F", лишний раз подчеркнув его надежность. Это означает, что у китайской "рабочей лошадки" может прибавиться клиентов среди европейских и азиатских производителей спутников, не связанных американскими ограничениями на экспорт спутниковых технологий.