0
1785
Газета Стиль жизни Интернет-версия

15.03.2002 00:00:00

В России начинается еще одна "Война"

Тэги: балабанов, кино, чечня


балабанов, кино, чечня

Позавчера в Москве состоялся пресс-показ нового фильма Алексея Балабанова с коротким, как мычание, названием "Война". Сытые столичные кинокритики худо-бедно поаплодировали, пара-тройка голосов крикнула "браво", свет зажегся, и все разошлись по своим насущным делам, вяло обсуждая художественные достоинства и недостатки этого кино. О них - читайте на 16-й странице этого номера, а мы обратимся к чистой идеологии.

"Война" о Чечне. Это понятно - о "наболевшем", так сказать, и "саднящем". О чеченской войне уже снято несколько фильмов и написано несколько книг - все больше публицистических однодневок. Но этот особенный, так сказать, знаковый. В нем в полный художественный рост встает мифология чеченской войны и шире - всего российского бытия. Война показана в нем без лишней жалости, но и без лишнего смакования подробностей. Так, как, наверное, она и есть - в этом Балабанову веришь. Мир показан точно так же, и в это верить не надо, это видишь каждый день. И выходит, что мир в России - это война.

Главного героя, Ивана, уроженца сибирского Тобольска, то есть исконней некуда, унижают и обманывают все, с кем он встречается по ходу действия. Его унижают и обманывают чеченцы, его унижают и обманывают осетины, его унижает и обманывает англичанин (которого Иван, между прочим, спас от смерти), наконец, его унижают и обманывают свои же, русские. Были бы еще персонажи - обманули бы и они, без малейшего сомнения. Философию унижения и обмана русского человека разъясняет за других угнетателей и обманщиков чеченский бандит Аслан: русские - это бараны, вялые, никчемные бараны, которых можно и нужно резать и убивать. И небаранов среди них почти не водится, даже среди их правителей. Бараны пасут баранов. Небараны же - все остальные: коварные кавказцы, целеустремленные и "честные" англичане.

Русский народ обманут и иноверцами, и собственной властью, он загнан в угол, в чеченскую яму, унижен и оскорблен. А на войне, как и в мирной жизни, - разгул свободной конкуренции, все продается и покупается, то есть полный расцвет капиталистических отношений. И раз так - то решительно непонятно после уже почти десяти лет чеченской войны, за что же воюет там Россия. За какую такую территорию? За какую такую идею? Чтобы доказать миру, чеченцам и англичанам, что русские - не жертвенные барашки? И все?

Любопытно, что даже простой любви к родине - этого последнего прибежища для искателя национальной идеи - и той в фильме не сыщешь днем с огнем минометов. Никто ничего в России не любит, а все любят деньги, кровь и насилие. Единственный же персонаж, носитель офицерской чести, контужен в позвоночник, а значит, парализован.

Отсюда и главный вывод - честь России парализована. Героям же остается их приватная честь. Спасать друг друга они будут, руководствуясь только лично понятой честью. Если к ним на помощь и придет спецназ, то только по старой дружбе, а не как американский - из врожденного и уже слепого патриотизма. А в фильме "Война" над горами Чечни карикатурно носятся российские истребители, бесполезно паля ракетами в небо как в копеечку.

Можно утешаться тем, что честь не парализована у американцев, уже живьем засевших в самом российском подбрюшье - в Грузии. А если не живьем, то - еще ближе - в российских кинотеатрах. Их честь сильна настолько, что способна руками одного лишь храброго янки произвести целую революцию и свергнуть русскую мафию, засевшую в Казахстане. В Москве вовсю идет фильм "Роллербол" американца Джона Мактирнана. В нем русских тоже обманывают. Зато герой-американец в одиночку несет на евразийские просторы немеркнущий свет демократии. Представить, что подобное кино (с антиамериканским, понятно, знаком) покажут в кинотеатрах Нью-Йорка и его с удовольствием будет смотреть тамошняя прыщавая молодежь, невозможно. У нас же тинейджеры "тащатся" от "Роллербола", потягивая в зале пиво с попкорном.

Новый фильм Балабанова они тоже пойдут смотреть с удовольствием, хотя бы потому, что этот режиссер - автор культового "Брата". Подростки, воспитанием которых вдруг так озаботилась недавно власть, правильно истолкуют для себя смысл обоих фильмов: мир в России - это война. И уповать надо только на себя. Да, может, на друга, если таковой имеется. И все.

С начала российских капиталистических реформ прошло уже десять лет. А жители империи до сих пор не представляют себе, что такое хорошо и что такое плохо. Если при Ельцине было не до того, тогда грабили и перераспределяли награбленное, то теперь-то все уже в основном награблено и перераспределено. Новый президент уже больше двух лет у власти. А во что верить, российский обыватель решительно не понимает. Не в михалковский же приторный лубок, в самом деле! Поэтому обыватель будет верить, и с каждым днем все крепче и бессознательнее, в то, что ближе к телу, в то, что он видит в актуальном кино. В родном российском и в чужом американском. А они друг друга стоят.

***

Екатерина Сальникова

"Войну" Алексея Балабанова ждали - не как фильм, а как приговор. Со страхом и скепсисом, но временами беспомощно надеясь на чудо. Ведь режиссер, который решился снимать кино про Чечню, - уже не просто художник. Он медиум гражданского общества. Его камерой и персонажами движет реальная эпоха. Эпоха чеченской войны, которая стала нашей стабильной данностью и с которой общество готово смириться.

Фильм выходит в прокат, и хочется сказать каждому: иди и смотри. Не потому, что это искусство, а потому, что это оттиск неразрешимых конфликтов. О Чечне и чеченцах здесь нет ничего нового. Картина больше показывает, что эта война делает с "мирным" миром, а лихорадка коммерциализации - с отечественным искусством. Русский человек в Чечне показан как заложник постидеологической России, плюющей на каждого отдельного своего гражданина. Но этому мотиву приходится продираться сквозь "приключенческие" несуразности и фальшь.

Так же как Россия не может овладеть ситуацией в Чечне, наше кино не в состоянии найти для чеченской войны адекватную эстетику. Культурный "Кавказский пленник" Сергея Бодрова-старшего страдал излишней живописностью и прекраснодушием. Глубоко непрофессиональное "Чистилище" Александра Невзорова пыталось довести до сознания зрителей кошмар бойни. Но кадры истязаемых и изувеченных остатков людей невольно вели к дикому выводу. Война в Чечне ужасна потому, что там людей убивают неправильно - слишком медленно, слишком зверски, надо как-то гуманнее┘

Но то был период откровений. Теперь Балабанов снял картину периода прожженности и апатии: вот уже XXI век и интернет, а в Чечне опять война, и у нас в Питере и в Тобольске тоже часто стреляют, и, наверно, так будет всегда.

Балабанов явно старается говорить о Чечне всерьез - но так, чтобы повалил зритель. Очевидно, что "Война" готовилась к жесточайшей конкуренции. Однако заложники в Чечне - слишком объективная и слишком сиюминутная данность. Ее можно превратить в зрелищное жанровое кино. Но увлечься им, как "Врагом у ворот", не захочешь. "Экстремальное" купание заложницы-датчанки (Ингеборга Дапкунайте) в горной речке смотрится убедительно. А вот то, что все герои выбрались из Чечни живыми и невредимыми, выглядит издевательством над чувством реальности. Балабанов смазывает высокую драму дешевыми примочками, условностью и несуразностью боевика. Все это вызывает досаду, неловкость и риторический вопрос: неужели коммерческий успех немыслим без примитивности?

Тем не менее в "Войне" есть кое-что от подлинной жизни: юмор тут какой-то жалкий, а сам благополучный финал не вызывает в героях радости. Понятно, что их спасение - чистая случайность, инспирированная волей автора. Они уходят из фильма раздавленными. О Чечне невозможно сделать оптимистическое кино, потому что слабость и бесправность человека в чеченской ситуации - слишком непреложный факт.

Балабанов окончательно укомплектовал сумрачную вселенную, где России не с кем объединяться. В "Войне" действует триада Запад-Россия-Чечня. Российским гражданам здесь впору повторять на каждом шагу "В целом мире только мы одне", надрывно и вдохновенно звучащее в "Брате-2". Но в "Войне" как-то уже не поется. Наверно, потому, что у главного героя Ивана (Алексей Чадов) нет ни друзей, ни даже придурковатого брата. Одиночество стало буквальным и тотальным.

В контексте Чечни равнодушие и бессилие политиков невозможно показывать политкорректно. И Балабанов не стесняется. Бьет наотмашь и хваленое мировое сообщество, и российское государство. Путин с портрета в очередном кабинете смотрит так ласково-ласково. А англичанин Джон (Иен Келли) безрезультатно бегает по британским и российским инстанциям, крича, что его невесте-заложнице могут отрезать голову.

Но хуже всего - разобщенность и тупость. Даже отсидев в яме и насмотревшись на зверства, западный европеец остается борцом за права чеченского человека, а не российского. Дура-журналистка брякнет вырвавшемуся на волю герою: "В вас говорит озлобленность". Продефилирует интеллигентная дама, бубня античеченское "Я у них мандарины никогда не покупала". А подружка радостно похвастается, что купила хороший чай "Акбар". В этой жизни среди грошового пафоса и мелких переживаний у героя нет ни целей, ни желаний. Общество расколото не только на власть и народ. Сам народ расколот на тех, кто навсегда приобрел "чеченский синдром", и тех, кто не видит масштаба катастрофы. А силы нет ни у кого, потому что ни у кого нет правды, если говорить языком Данилы Багрова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
1626
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
1339
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
1339
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
1571

Другие новости