После десяти "перестроечных" лет, когда если не все, то многое было опубликовано, многое действительно осмыслено, - возбуждено внимание и к лидерам Белого движения. Так, "Независимая газета" рассказала о судьбе адмирала Александра Колчака (11.02.02), а по инициативе Российского дворянского собрания, возглавляемого князем Голицыным, внесено предложение (надо полагать, общественному мнению) о перенесении праха генералов Антона Деникина и Петра Врангеля в Москву. Причем предлагается перезахоронить генералов у Кремлевской стены между Могилой Неизвестного Солдата и Манежем ("Новые известия", 2.02.02). Основные аргументы и доводы для столь значимой акции - личные достоинства и благородство генералов.
Не столько даже озадачивает, сколько обнажает суть предполагаемой акции как политической то, что перезахоронить генералов предлагается у Кремлевской стены. Мы же, в свою очередь, зададим вопрос: а почему, собственно, не на Московском городском братском кладбище, где покоятся воины Первой мировой войны, их сослуживцы, соратники, подчиненные? Между тем уже на уровне замысла появляются неразрешимые проблемы вне зависимости от того, как к этому отнесутся нынешние граждане России. Дочь генерала Деникина Марина Антоновна свидетельствует об отце: "Едва ли ему захотелось бы лежать рядом с Врангелем, с которым у него были плохие отношения".
Личность адмирала Колчака действительно достойна не просто уважения, но и восхищения, а его трагическая судьба - сочувствия. Но ведь было и другое, то, чем, собственно, значимость личности в истории и определяется. Теперь уже не секрет, что адмирал был прямым ставленником Запада, недружественных к России его кругов, говоря деликатно. Как понятно, в обмен на положение "верховного правителя". О своей "секретной миссии" он сам писал, более того, вполне осознавал ее: "Я оказался в положении, близком к кондотьеру, то есть наемному военачальнику..." Это подтверждается его встречами со многими видными политиками Европы и даже с самим президентом США Вудро Вильсоном...
Здесь-то и обнажается так тщательно скрываемая суть Белого движения. Оно-де было направлено на освобождение России от большевизма, восстановление монархии и порядка. Но ведь это было далеко не так, совсем не так, если даже многие рядовые участники движения так и полагали. Лидеры Белого движения вели совсем иную политику, подпав под полное влияние Запада, что вело не к освобождению России, а, наоборот, к полной утрате ее самостоятельности. Тот же Деникин мечтал не о восстановлении монархии, а о парламентской республике западного типа.
Лидеры Белого движения были "детьми Февраля", то есть буржуазного переворота, и до организации освободительного Белого движения уже имели немалые "революционные заслуги". Они были сподвижниками генерала Михаила Алексеева, связавшего свою судьбу с враждебными России силами, с заговором против царя.
Ни о какой реставрации, тем более монархической, лидеры Белого движения и не помышляли. Подпав под полное влияние недружественных кругов Запада, лидеры Белого движения не смогли сделать того, что сделали большевики, может быть, и в самом деле против своей воли - создали армию, государство, отстояли целостность России. Но в общественном сознании, сформированном пропагандой, до сих пор преобладает представление, что белые защищали монархию, а стало быть, Россию, а красные ее разрушали. На самом же деле на том этапе Гражданской войны все обстояло как раз наоборот. Еще раз оговорюсь: вопреки тому, что думали рядовые участники Белого движения.
Кто и как готовил февральский переворот в России, свергал монархию - тема отдельная. Мы же говорим о периоде Белого движения, от исхода которого и решилась судьба страны. Мы-то всего лишь напоминаем, что будущие лидеры Белого движения в этом революционном действе приняли самое активное участие. Кстати сказать, именно о таком значении противоборства "красных" и "белых" свидетельствует то, что офицерский корпус раскололся примерно пополам: часть была на стороне белых, а часть - на стороне красных.
Надеюсь, здравомыслящим гражданам понятно, что намерение перенести прах Деникина и Врангеля в Москву и перезахоронение их у Кремлевской стены носит чисто идеологический и политический характер и имеет недоброе значение в том смысле, что реанимирует старый раскол общества. Кроме того, это демонстрирует какое-то и вовсе упрощенное отношение к жизни вообще - наивное убеждение в том, что в истории можно что-то поправить...
Если же говорить о чисто политической составляющей этого замысла, то сводится он к тому, хотят этого или не хотят его авторы, чтобы мировоззренчески закрепить эту зависимость от не Запада даже, а его недружественных России сил, то есть то, что сегодня велеречиво называют "вхождением в мировую цивилизацию", которая почему-то постоянно оборачивается утратой самостоятельности страны и ее безопасности.
Доказательством того, что предлагаемая акция имеет именно такое значение, является и то, что выбраны именно генералы. А, собственно, почему не подумать о перезахоронении писателя Ивана Алексеевича Бунина или философа Ивана Александровича Ильина?..
Но главное все же состоит в том, что наше общество по своему психологическому состоянию еще не готово к этому. Правда, мы имеем уже опыт возвращения на родину праха наших известных соотечественников, волею трагических обстоятельств оказавшихся за рубежом.
Наконец-то была исполнена воля писателя Ивана Сергеевича Шмелева. Его останки и останки его супруги Ольги Алексеевны возвращены в Россию и перезахоронены в Донском монастыре. Событие это носило знаковый характер в том смысле, что этим перезахоронением начиналось возвращение на родину останков и других сынов России, оказавшихся в изгнании после революции. Событие приобретало несколько даже мистический характер, так как накануне над Европой пронесся ужасный ураган, разоривший могилы на знаменитом кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Это возмущение стихии, словно гнев Божий, как бы указывало на то, что пора возвращать останки достойных сынов России домой. Тем более что, как сказал на церемонии перезахоронения Алексий II, "за границей они никому не нужны, и их могилы будут забыты". Шмелеву установлен, пусть и скромный, бюст-памятник недалеко от Третьяковской галереи.
Чем может стать перенесение останков генералов Деникина и Врангеля и перезахоронение их у Кремлевской стены, никто не может предвидеть. Тем более на фоне все ухудшающейся жизни людей. И дело здесь не столько в запретительстве президента и правительства, не понимающих всей "прогрессивности" предлагаемого акта, не в безнадежной отсталости людей, не находящих в себе сил оторваться от своей былой "совковости", сколько в чрезмерной продвинутости авторов предлагаемой акции, а точнее, их безответственности, ибо действительно у нас в России иной человек с инициативой гораздо опаснее самого замшелого консерватора...