Подсчитано, что в мире существует 74 экранизации "Гамлета", далее идут "Ромео и Джульетта", "Фауст", "Анна Каренина"... Пальму первенства держит "Золушка" - 94 экранизации! На восьмом российском фестивале "Литература и кино" в Гатчине собрались "золушки" советского и постсоветского кино - не важно, что роль из сказки Перро они так и не сыграли на экране, - все они были и остаются нашими блистательными "золушками" из коммуналок, окопов, цехов, провинциальных фотоателье - Ирина Скобцева, Ольга Остроумова, Нина Гребешкова, Светлана Немоляева и, конечно, Ирина Розанова, завоевавшая на фестивале приз за лучшую женскую роль в фильме "Дикарка" (режиссер Юрий Павлов) по известной комедии Островского и Соловьева. Формулировка жюри была: "Ах, как хороша!"
Фестиваль в Гатчине уникален. Неслучайность его проведения именно в Гатчине подтверждается тем, что город связан с жизнью и творчеством Пушкина и Куприна, Набокова и Северянина... В Гатчине зарождалось российское кино (в 1896 году здесь проходили съемки первой русской документальной ленты, посвященной восшествию на престол последнего императора России)... Естественно, кинофестиваль, поставивший целью увязать два искусства, организовал в своих рамках ретроспективный показ "юбилейных" экранизаций произведений с участием Светланы Немоляевой, Ирины Скобцевой, Ариадны Шенгелая. Фильм по рассказу Куприна с участием последней дал название Гран-при фестиваля "Гранатовый браслет". Разумеется, на фестивале присутствовали и "принцы": Александр Лазарев и Кирилл Лавров, Сергей Шакуров и Василий Лановой, Александр Филиппенко и Николай Бурляев. Приз за лучшую мужскую роль взял Сергей Баталов, блистательно сыгравший в "проходном" в общем-то фильме "Под полярной звездой" (режиссер Максим Воронков). "Ах, как обаятелен!" - формулировка решения жюри. Думается, коэффициент обаяния Баталова (Сергея!) еще даст себя знать в нашем важнейшим из искусств.
Главным событием кинофестиваля был конкурсный показ. Статистика гласит - 118 киносеансов посетило 15 тысяч гатчинских зрителей, причем все сеансы были по традиции фестиваля бесплатными! На суд зрителей были вынесены экранизации разных школ, поколений, традиций: "Ты да я, да мы с тобой" (режиссер Александр Велединский по рассказу Вячеслава Пьецуха - Гран-при фестиваля), "Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя" (документальная лента режиссера Андрея Осипова о жизни и творчестве Андрея Белого - Большой приз жюри в размере 5000 долларов!)... Украинский фильм "Черная Рада" Николая Засеева-Руденко получил приз за актерский ансамбль, хотя фильм этот можно было смело награждать только за одно участие в картине о смутном времени в средневековой Украине поистине гениального Богдана Ступки...
Фестиваль стал бенефисом документального жанра. Специальный приз жюри получил фильм "Странная жизнь Аннибала": режиссер Константин Артюхов с помощью африканского ученого Дьедоннэ Гнамманку отыскал город, в котором родился предок Пушкина - Абрам Петрович Ганнибал. Увы, город отказался отнюдь не в Эфиопии, которая ранее считалась родиной предка нашего гения, а в Камеруне. В фильме экзотика Африки и ее средневековье соседствуют с цивилизацией ХХ века, и становится не так уж важно, Камерун или Эфиопия. Главное - Пушкин! Кстати, инициатором съемок фильма стал светлейший князь Борис Голицын - потомок пушкинской Пиковой Дамы.
С киноэкранизацией всегда что-нибудь случалось. Ее существование в искусстве обставлено сотней невыполнимых условий. Не случайно негативное отношение многих литературных классиков к экранизации своих нетленок - Хемингуэй и Маркес запретили вообще экранизировать свои вещи, то же самое сделал с "Трехгрошовой оперой" Брехт. Снял свое имя из титров "Солдатами не рождаются" Симонов. Из новейших событий у всех на памяти скандал с экранизцией "В августе сорок четвертого" Богомолова... По сути дела, происходит столкновение литературы и экрана, и главной становится проблема - преодоление литературы. Если с этим удается справиться, может получиться кинофильм, если не удается - получается иллюстрация, что-нибудь дисциплинированное, неинтересное, плоское. Самый яркий пример мужественного поведения режиссера: когда-то у Хичкока спросили: "Месье, вам так нравится роман Достоевского "Преступление и наказание". Почему вы не занимаетесь им?" На это "маэстро ужаса" честно ответил: "Произведение настолько совершенно, что мне с ним совсем нечего делать".
В этом отношении "Идиот" Достоевского, видимо, не показался "совершенным" создателю фильма "Даун хаус" режиссеру Роману Качанову. Он создал безудержную по прикольной насыщенности фантазию на тему хрестоматийного романа. Танцуют все! Точнее - все "отвязываются" от души, со вкусом - так, что даже сцена каннибального поедания (в прямом смысле!) Настасьи Филипповны Рогожиным и князем Мышкиным выглядит трогательным бальным пируэтом. Нестереотипная фантазия авторов дала основание присудить фильму традиционный приз "Независимой" - "За прищур в киноискусстве". Ну, а жюри вручило экранизации приз, состоящий из 90 томов Льва Толстого, которые режиссер клятвенно пообещал в самое ближайшее время прочитать.
...Что такое киноэкранизация? Легче ответить на вопрос: что делает лошадь с соринкой в глазах? Взаимодействие двух разных искусств, двух несовместимых субстанций, двух суверенных языков не поддается объяснению. И каждый раз, когда кинорежиссер побеждает, зритель имеет дело с исключением, подтверждающим правило. Что считать исключением? На этот вопрос может ответить только зритель. А он всегда прав - и голосует не только ногами, но и глазами, полными слез.