После серии авиакатастроф, произошедших 11 сентября в Америке, практически все российские авиакомпании усилили свои службы безопасности, а некоторые даже заявили, что готовы отказаться от раздачи пассажирам вилок в целях их же защиты. Но безопасность полетов зависит не только от хорошей работы охраны. В немалой степени она зависит и от профессионализма летчиков и людей, ремонтирующих самолеты.
На днях работники "Аэрофлота" пригласили в свой учебный центр, оборудованный с помощью и при непосредственном участии концерна "Эрбас", журналистов, чтобы познакомить их с новым комплексом подготовки персонала, в котором используюется современная компьютерная система. Теперь у "Аэрофлота" появились пять классов, оборудованных современной аппаратурой: два - для летчиков, два - для инженерно-технического персонала и один - для бортпроводников.
В центре постоянно обучается огромное количество людей - одни повышают квалификацию, а другие знакомятся с устройством новых самолетов. Теперь летчик, собирающийся пересесть за штурвал другого самолета, будет начинать знакомиться с его устройством при помощи компьютерной программы. Сначала он должен будет прочитать текст раздела, а затем начнет отвечать на вопросы. Если компьютер получит хотя бы один неправильный ответ, летчик не сможет перейти к изучению следующей темы. Причем все сведения и вопросы идут на английском языке, поскольку, по словам сотрудников учебного центра, "как только самолет пересекает российскую границу, летчику нужен только английский язык".
После того как ученик пройдет все темы, он отправляется отрабатывать навыки на пилотажном тренажере самолета, устройство которого он изучал. Сейчас у "Аэрофлота" есть несколько таких тренажеров, попав внутрь которых как бы оказываешься в кабинах самолетов. Затем летчик проводит один-два полета на настоящем самолете, но без пассажиров, и только после этого ему разрешают совершать рейсы. В учебном центре есть и модели всех аэродромов, на которые приземляются воздушные суда этой компании, поэтому, перед тем как попасть на тот или иной аэродром, летчик изучает его в Москве. Самым сложным, по словам летчиков, является аэродром в Катманду (Непал), но тем не менее, как шутливо замечают в компании, самолеты "Аэрофлота" на нем не разбивались.
Пилотажные тренажеры никогда не пустуют - в прошлом году на них прошли обучение 522 экипажа "Аэрофлота" и 82 экипажа других компаний. По российским стандартам, каждый летчик должен отработать на тренажерах по 12 часов в год. Но не каждая компания может себе позволить их приобрести - один такой тренажер стоит около 15 млн. долл. Поэтому некоторые вынуждены обучать своих сотрудников в чужих учебных центрах.
Помимо умения управлять самолетом и знания английского языка, от летчиков требуется еще и умение вести себя в аварийной ситуации. Уже в этом году "Аэрофлот" планирует начать возведение здания для аварийно-спасательной подготовки. Пока же для проведения таких учений компания арендует бассейн у другой организации.