-Михаил Борисович, давайте поговорим о той части эрмитажной коллекции, которая сейчас доступна только специалистам и почетным гостям.
- Люди, незнакомые со спецификой музейного дела, узнав, что мы показываем около пяти процентов коллекции, как правило, приходят в ужас. На самом деле все большие энциклопедические музеи типа Эрмитажа, Лувра, Британского музея, Метрополитена в постоянной экспозиции выставляют лишь небольшую часть того, что имеют.
Показ коллекции - только незначительная часть нашей работы в отличие от небольших галерей, которые выставляют все, что имеют. Мне было приятно узнать, что, когда наш президент был в Лувре, он спросил его директора, какой процент коллекции выставлен у них. Услышав ответ, президент сказал, что теперь спокоен за Эрмитаж, так как цифры абсолютно сопоставимы.
- И все-таки жаль, что 95 процентов собранных шедевров видят лишь избранные.
- Жаль, но мы стараемся сделать доступной всю коллекцию, причем это не абстрактная декларация, хотя на первый взгляд задача кажется невыполнимой. Даже сегодня люди не в состоянии обойти Эрмитаж за день. Ну а если бы мы вдруг получили возможность выставить всю коллекцию, получилась бы галерея в десятки, если не в сотни километров.
- Но пока такой возможности нет?
- Нет, из-за того, что после революции музей сильно разросся. Сейчас Эрмитаж в значительной мере находится в дворцовых помещениях, где нет условий для хранения, поэтому вещи, оказавшиеся за пределами экспозиции, у нас действительно труднодоступны. Чтобы увидеть тот или иной экспонат, нужно идти вместе с хранителем, должным образом его изымать, переносить в соответствующее помещение и так далее. Это создает значительные трудности. Поэтому для того, чтобы получить разрешение на посещение хранилищ и работу с экспонатами, нужно доказать, что это нужно для дела.
Однако существует система, позволяющая сделать доступной всю коллекцию. Собственно говоря, на ней строится вся наша политика.
- Для ее осуществления, вероятно, нужны новые помещения?
- Безусловно. И они у нас есть в виде левого крыла Главного штаба, где мы ведем большую работу по реконструкции. Уже работает экспозиция "Под знаком орла". Это русский и французский ампир. Сейчас идет реставрация залов бывшего Министерства финансов, ведутся переговоры со Всемирным банком о финансировании инженерных сооружений в Главном штабе.
В этом крыле будут новые галереи, посвященные ХIХ веку, искусству импрессионизма и ХХ веку. Начало уже положено, хотя до завершения работы далеко, это очень долговременная экспозиция, тем более ХХ век закончился совсем недавно, объективно оценить его наследство еще трудно. Того же Вермеера в свое время не сочли художником, достойным императорской коллекции, а время рассудило по-своему.
- Расскажите, пожалуйста, о хранилищах, которые пока остаются местом за семью печатями.
- Именно в хранилищах, а не в галереях, по которым проходят толпы народа, сосредоточена главная жизнь музея. Вещи там не просто лежат. Они хранятся, они реставрируются, они изучаются и живут своей музейной жизнью. Поэтому я и возмущаюсь, когда всяческие проверяющие и контролирующие органы относятся к нам как к складу. Мы не склад!
Мне бы очень хотелось, чтобы читатель прочувствовал атмосферу старых хранилищ, которые постепенно уйдут, но в них есть своя особая прелесть. Они очень разные. У каждого свой характер, он влияет на характеры людей, которые в них работают десятилетиями, а те, в свою очередь, создают неповторимую атмосферу именно этого хранилища. Там рождается и накапливается та энергия, которая потом выливается в залы.
В хранилищах есть вещи, которые должны постоянно бывать на выставках, возвращаться, "отдыхать" и снова идти на выставки.
Чтобы хранилища стали легкодоступны, нужно перейти к тому, что называется открытым хранением, или, как говорят немцы, экспозицией для исследования. Уже сейчас, когда мы выстраиваем экспозиции в Главном штабе, предусматривается посещение комнат с фарфором, стеклом и бронзой, где относительно однотипные вещи не будут лежать каждая в отдельности. Конечно, их не рассмотришь со всех сторон, но получить общее представление вполне реально. Бронза уже хранится именно так, и специалисты, дизайнеры, просто люди, ей интересующиеся, получили практически свободный доступ ко всей коллекции. Однако перейти к открытому хранению в действительно большом масштабе мы сможем только после пуска нашего комплекса в Старой Деревне.
А пока мы каждый год делаем по 5-6 сменяющих друг друга выставок внутри музея.
- Вы ведь не только внутренние выставки проводите, но и на "гастроли" выезжаете?
- Нам все равно, куда мы едем - в Нью-Йорк, Амстердам или российский город Энск: в любом случае мы, с одной стороны, не должны подвергать экспонаты опасности, а с другой - поддерживать планку. Да, в советские времена Эрмитаж выезжал чуть ли ни в деревни, но это были вещи третьего уровня, сейчас мы придерживаемся правила: если приехал Эрмитаж, должны приехать шедевры. Между прочим, было время, когда в России мы выставок не делали - было слишком опасно. Кроме того, это требует определенного уровня экспозиционного оборудования, затрат страховки и так далее. Если все условия соблюдены, мы с радостью показываем лучшее из того, что у нас есть.
Замечательно вышло с Казанью, когда президент Шаймиев попросил привезти сокровища хана Кубрата. Мы согласились, но выставили свои требования. Все было сделано, в результате казанский музей приобрел оборудование и обзавелся системой защиты, которой раньше не было. Выставка прошла успешно, за ней последовали еще две, а теперь мы всерьез обсуждаем создание в Казани постоянного выставочного центра. Кстати говоря, постоянно действующий центр в Лондоне у нас уже есть, а теперь появился Лас-Вегас и планируется Амстердам. Это гораздо удобнее, чем каждый раз решать вопросы с новым выставочным местом. Я считаю, именно это станет стилем работы ХХI века.
- Если мы заговорили о стиле XXI века, то как вы относитесь к таким вещам, как интернет?
- Более чем положительно. Мы стараемся не упустить ничего нового из того, что можно использовать для достижения нашей главной цели. Мы создали сайт с большой цифровой коллекцией, которая постоянно пополняется. В самом музее у нас есть электронные навигационные киоски, в которых можно ознакомиться с программой, рассказывающей о музее и составить маршрут согласно своим интересам. Ну и в самое ближайшее время мы откроем интернет-кафе, где приоритетными в содержании будут наш сайт и сайты других музеев.
Санкт-Петербург