Перейдя широкую пересохшую протоку реки, группа российских журналистов в сопровождении нескольких безоружных российских пограничников ступила на один из островов Тозалакая. Знакомство с лагерем беженцев началось со школы, разместившейся в шести просторных палатках синего цвета с эмблемами ЮНЕСКО. В каждой из палаток сидели на корточках до пятнадцати детей, которые одновременно вслед за учителями повторяли какие-то фразы на родном языке. Вместе с переводчиком мы подошли к одной из палаток, откуда тут же донеслась команда и все дети встали, взяв в руки свои тетради.
Вышедший из палатки мужчина лет пятидесяти представился как учитель начальных классов Нурмухаммад сын Абдурахима. Он получил образование еще до апрельской революции, когда в Афганистане правил Дауд. Здесь в его классе дети разных возрастов: от пяти до десяти лет, которые изучают язык дари (чтение и письмо), математику, историю своей страны и Коран. Кроме него в школе преподают еще 9 учителей. По нашей просьбе учитель подозвал стоявшего ближе всех к выходу мальчугана, чтобы тот
показал тетрадь, которая оказалась учебником по истории с отпечатанным справа налево арабским шрифтом и символикой Евросоюза. Нурмухаммад пояснил, что учебники, тетради и письменные принадлежности предоставлены ЮНЕСКО. У мальчика было смышленое приветливое лицо, и он с таким неподдельным интересом следил за речью взрослых, что я спросил, как его зовут и кем он хочет быть. Пограничник перевел: "Кандагор сын Абдугафура... хочу стать учителем родного языка дари".
Афганца Оруна Назари, занимающегося на общественных началах распределением "гуманитарки" в лагере Тозалакай, его соотечественники уважительно называют "доктором" - видимо, за свободное владение английским языком и прочие неведомые им знания, которые он получил за время обучения в Кабуле, Герате и даже Иране. (Хотя нам так и не удалось узнать, на кого конкретно он там учился.) Добровольно став нашим гидом, он рассказал, что в настоящее время только на двух островах Тозалакая проживают 600 с лишним детей в возрасте до пятнадцати лет. За весь период нахождения здесь от недоедания и болезней уже погибло 5 детей, вследствие чего принято решение о вакцинации всех детей до пяти лет, тем более что, согласно спискам, составленным гуманитарной организацией "Мэрлин", природа все же берет свое - дети продолжают рождаться и на островах.
У островитян даже состоялось несколько свадеб, которые молодожены обязательно будут доигрывать по возвращении домой. По мусульманскому обычаю жених обязан выплатить за невесту ее родителям калым, который в Афганистане традиционно отдавался деньгами, рисом или еще чем-нибудь... Но деньги на островах не в ходу (если у кого-то и залежались в кармане 5-10 долларов, на них ничего не купишь), а весьма скудный обмен ведется тем ограниченным количеством продуктов, которые поставляют в Тозалакай гуманитарные организации. В свое время первые 80 мешков с зерном послало французское агротехническое агентство "АКТЕТ", Иран тогда тоже помог зерном и одеждой, Корея - палатками, Германия - медикаментами, какая-то одежда пришла из Москвы. Сейчас значительный поток гуманитарной помощи идет по линии Всемирной продовольственной программы ООН. По словам Оруна, ежемесячно каждый беженец может рассчитывать на 15 бутылок растительного масла, 15 кг муки, 900 г гороха, 300 г сахара и 75 г соли (при условии доставки продовольствия на островную зону). Картофель, лук и другие овощи завозят нерегулярно. То же касается чая, мыла и прочих средств гигиены. Мяса нет вообще. Река на зиму обмелела, а значит - не стало и рыбы. Вода берется из Пянджа, поэтому организации снабдили афганцев обеззараживающими таблетками. У многих взрослых беженцев нет обуви, что способствует росту простудных заболеваний, не говоря уже об остальных - на островах легко распространяются брюшной тиф, холера, лихорадка, дизентерия, болезни зубов и десен. Усугубляет ситуацию крайний недостаток дров, отчего лагерь уже не оправдывает свое название - Тозалакай, - которое с дари переводится как "заросли" или "лес".
Когда-то здесь было множество деревьев и кустарников, не говоря уже о густых зарослях камыша, но за год беженцы вырубили почти все, что могло гореть. Многочисленные афганские семьи проживают либо в палатках, наполовину врытых в землю, либо в невысоких глиняных хижинах, крытых сучьями, камышом и землей. Наиболее рачительные хозяева соорудили вокруг хибар ограды из того же камыша и обзавелись курами, ишаками и собаками, охраняющими эти дворы. Довелось даже видеть пару исхудавших, но, видимо, дойных коров.
Пока мы разговариваем с доктором, вокруг толпятся местные жители всех возрастов: любопытствующие пацанята с сопливыми, испачканными золой носами, седобородые почтенные старцы в запыленных бурнусах, афганцы средних лет с изъеденными оспой лицами и молодые люди в изношенных камуфляжных куртках. Все эти люди буквально поедают неожиданных гостей глазами и, вытягивая шеи и внимая каждому слову переводчика, слушают разговор. Отвечая на наш вопрос, почему на острове столько молодых людей, способных держать оружие, Орун подозвал одного из них: Абдусатор сын Курбона когда-то воевал на стороне Северного альянса, но когда его семью, насчитывавшую 16 человек, некому стало кормить и защищать, командиры приказали парню вернуться домой. В каждой семье афганских беженцев обязательно найдется человек, воевавший против талибов. На островах даже есть 3 муллы "демократической направленности", как выразился доктор Назари, которых талибы хотели убить. Сейчас они служат в трех мечетях, наскоро возведенных беженцами, хотя по внешнему и внутреннему убранству эти культовые сооружения ничем не отличаются от остальных хибар - все те же постройки с глиняными стенами и полом, застеленным плотным тряпьем. Но афганцы не ропщут - благо, есть место, где их молитвы могут быть услышаны Всевышним.
Однако беженцы не торопятся домой. Они объясняют это тем, что на родине у многих дома разрушены, а зимой отстраиваться невозможно. Но больше всего, как признался Орун, они боятся по возвращении в Афганистан потерять статус беженцев, а вместе с ним - и продовольственную подпитку со стороны Всемирной продовольственной программы.
Лагерь Тозалакай-Пяндж- Москва