0
1441
Газета Стиль жизни Интернет-версия

21.01.2002 00:00:00

Композиции в рамках

Тэги: бруня, художник


В одной из кишиневских квартир художник Михаил Бруня разрисовал дверь. Теперь на ней в рыбьем глазу бдит зрачок "глазка". Внизу из-под синего зонтика выплывает селедочного профиля золотая рыбка. Все это на самом деле не нарисовано, а исполнено в виде яркой объемной аппликации - в соответствии с методой художника.

Начнем с того, что художником Михаил Бруня стал случайно. Мальчишкой, правда, он любил лепить фигурки, в том числе гоголевских персонажей. Но далее пошел в физики, окончив соответствующий факультет Кишиневского университета. В свободное от основных трудов время Михаил упражнялся и на бумаге, почему-то напирая на карикатуры бровастого жизнерадостного земляка Леонида Ильича. Рассудительный сослуживец, однако, посоветовал ему переключиться на более безопасные картинки.

И Бруня пошел в издательство. В Молдавии тогда выпускали много, в том числе и хороших, книг. Управиться силами одних лишь членов Союза художников не могли. Первый пробный Мишин эскиз сочли "чудовищно исполненным, но интересным по замыслу". И поручили оформить какую-то второразрядную книжку. Преодолевая сопротивление словесного материала (а высокохудожественные произведения доставались не всегда), он нарабатывал необходимые ремесленнические навыки. А поскольку профессионализма поначалу никакого не было, активнее загружал мозги. Что, в общем-то, и неплохо для иллюстратора, являющегося толкователем, интерпретатором текстов. У Михаила случались удачи. На различных книжных ярмарках оформленные им книжки стали получать призы и дипломы.

Издательский бум конца

80-х закончился. И вечный вопрос - что и как делать - в отсутствие привычных социальных подпорок стал весьма острым. Миша пробовал себя и в живописи, и в станковой графике. Одной из переходных ступенек оказались маски. Им была сделана серия масок по "Мастеру и Маргарите".

Переходя к самостоятельным авторским замыслам, он шаг за шагом вырабатывал сегодняшнюю свободу в использовании форм, материалов, красок. То, что Бруня делает сейчас, сам он называет раскрашенными объемными композициями, каковые именуются картинами, поскольку помещаются в рамки.

Выглядывающая из оконной рамы "Веселая монашка", по сути, тоже маска. Загримированное лицо и хулиганский жест руки, обнажившей грудь, не облегчают идентификации реального персонажа - блудливая ли это Господня дочь, или шаловливая дама, которая использует имидж монашенки для пробуждения эротических фантазий выстаивающего под окном любовника, или действующая тем же манером - для привлечения клиентуры - проститутка?

Фигуры участников "Вакханалий" Бруня для прочности решил посадить на основу, выпиленную из толстой фанеры. Идея композиции навеяна давнишним желанием синтезировать древнегреческую и прочие околосредиземноморские мифологии. Стародавними мифическими героями, как известно, зачастую двигали самые примитивные побуждения. "И что интересно, - говорил мне Михаил, протягивая кружку с подогретым вином, над которой в холодной его мастерской поднимался пар, - прошли века, тысячелетия, носятся иные одежды и клепаются суперсовременные машины, а человеческая природа почти не изменилась. И вряд ли изменится в будущем".

Участвующий в вакхическом пире Минотавр, между прочим, наряжен в брюки - очевидно, для обозначения его причастности и к современности. И у всех персонажей, затянутых в безумную пляску, отсвечивает холодной жестью глаз - фирменный знак Бруни, выполненный из донышка пивной банки. А рядом по стене в развевающихся белых одеждах вакханки возносят домой на небеса упившегося пухленького Диониса...

"Вакханалия", разумеется, не злобная сатира и не обвинительный приговор человечеству, но констатация его сущего. Эдакое философическое резюме размером с выставочный зал. Неизбежный в этом случае морализаторский пафос смягчается и телесной притягательностью вакханок, и наличием обязательной для Бруни фишки-фенечки, вроде разросшейся из причинного места Диониса буйной виноградной лозы, и тем очевидным удовольствием, с каждым автор придумывал Минотаврово телостроение.

Пожалуй, Михаил еще не наигрался всеми этими смешениями, соединениями, сочленениями - человеческих и живописных тел и всяковременных образов. В этом смысле в нем неизбывным оказывается дилетантизм упоенного воображенческими играми книгочея-физика. Хотя в сегодняшнем контексте, вероятно, более правильно было бы сказать о "виртуальных играх".

Михаил замесил в глину яркие краски молдавской осени, египетские и античные мифы, кусок папье-маше с донышком пивной банки и обрывком перышка - и вылепил из себя художника.

Кишинев


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1327
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
855
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1601
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1560

Другие новости