0
1676
Газета Стиль жизни Интернет-версия

14.01.2002 00:00:00

Капитан Сударкин в своем Отечестве

Тэги: сударкин, капитан


По профессии Владимир Константинович Сударкин - речной капитан. По нынешнему статусу - пенсионер, инвалид по болезни. По характеру же - нестареющий волгарь, а иногда - по любознательности, непоседливости и непосредственности своей - просто мальчишка из прибрежного села.

Прошлой весной, едва Волга освободилась ото льда, он испытал на воде свое любимое, давно лелеемое детище, автомобиль-амфибию, о котором мечтал с детства и строил по собственному проекту несколько лет. Испытание, как и полагается, не обошлось без "нештатной ситуации" - пришлось искупаться в ледяной воде. Но не этот пустяк отравлял радость от успешной пробы. Уже практически доведенное до ума "техническое детище", как он его называет, было обречено на срочную продажу. Покупатели не один год обхаживали изобретателя, но Сударкин всем отказывал. Теперь выхода не оставалось: больше негде было взять денег на главное дело - продолжение строительства храма, который пенсионер Сударкин строит своими силами в родном селе.

Если привела судьба родиться в волжском селе по названию Синенькие, рано или поздно поневоле захочешь узнать, откуда взялось такое название - легкое и веселое. Кто объясняет его тем, что будто бы делали когда-то в селе фальшивые ассигнации синего цвета. Другие, ссылаясь на рассказы стариков, уверяют, что еще во времена бурлаков стояли на берегу торговые ларьки, выкрашенные синей краской, и бурлаки говорили: "Вот до синеньких дойдем, тогда и отдохнем". Третьи доказывают, что дело в прибрежных выходах пластов синеватых фосфоритов. Сам Владимир Константинович, много лет изучающий историю села, в рукописной книге "Синенькие" говорит об этом так:

"Когда издалека, с Волги, смотришь на село, то голубое небо, отражаясь в воде, создает прибрежную синь, горизонт за селом - синий, перелески, где простирается Синяга - впадина вдоль Синей речки, наполнены синевой, холмы у воды от опоки фосфоритов обрисованы синью, даже отдельные отроги, спускающиеся вниз к селу, тоже оттеняются синевой".

Капитаном Сударкиным владеют две страсти: знать и делать. Не такая уж редкость, особенно в наше практичное время. Но вся штука в том, что именно Владимир Сударкин хочет знать и что он считает нужным делать.

Дом его - обычный деревенский, в меру обветшалый, мало чем отличается от многих других. И ни в какое сравнение не идет с дачами и особняками, растущими здесь в последнее время (село, расположенное всего в 50 километрах от Саратова, стало модным дачным местом). Небольшой сад с огородом едва ухожены - так чтобы был пяток помидоров на ужин да полведра яблок, а на большее нет ни сил, ни времени. Благоустроенную квартиру в хорошем районе Саратова, полученную еще во времена работы в речном флоте, Сударкин продал несколько лет назад. Часть денег пошла на житейские нужды, да на лекарства (пенсии не хватает), остальные - на строительство по собственному проекту храма Рождества Христова.

- Не привык я к накопительству, - говорит он. - Что толку - лежит у человека это, это, это... Или плесневеет, или моль грызет. Могут сказать: дурачок, взял бы лучше, купил что-нибудь себе, а то ходит в стоптанных ботинках... Ну, они не совсем стоптанные!

Первое свое строительство - совершенно бесполезное, с точки зрения многих практичных сельчан, - Сударкин затеял больше пятнадцати лет назад. Когда завершил задуманное, на крутом берегу над Волгой появился видимый далеко с реки памятник - бетонная стела-парус и адмиралтейский якорь на постаменте с надписью: "На этом месте на бывшем поселении булгар в XVI веке были основаны Синенькие. Здесь рождались и будут рождаться волгари, достойные славы". Теперь у памятника проходят сельские праздники - людям понравилось. А Сударкин утвердился в своем убеждении: "Каждый только тогда поймет твою идею, когда ты ее сам доведешь до итога".

Новое строительство дается ему много тяжелее: возведение храма - задача гораздо более масштабная и денег требует во много раз больше. И здоровья не стало, то и дело приходится отлеживаться в больницах. А бросить начатое характер не позволяет. Впрочем, дело не только в самолюбии:

- Я думаю о том, как пробудить в людях духовность. Она есть! Она или замята, или затерта, или забита. Но каждый человек в конце концов задумается: а кто такие мы есть?

Он знает, что храм Рождества Христова стоял когда-то на центральной площади Синеньких, но новый решил ставить в стороне, на пригорке. Там, в центре, на месте разрушенной церкви, позже стоял обязательный памятник Ильичу, но пришло время, снесли и его - несчастливое получается место. А здесь, на видном из всего села склоне, уже поднялась на основательном фундаменте кладка стен, во дворе Сударкина приготовлены конструкции купола. Но уже несколько лет стройка почти не движется. Денег нет, а все дорожает. От православной епархии никакой помощи добиться не удалось, призывы к меценатам остались гласом вопиющего в пустыне. Строительству христианского храма неожиданно помогла солидной денежной суммой мусульманская община - случайно познакомившись с главой Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддасом Бибарсовым, Сударкин рассказал ему о своих бедах. "В богословской беседе мы сошлись на том, что вера у нас разная, но Всевышний - один", - вспоминает Владимир Константинович. Но эта помощь проблемы не решила.

Еще один помощник и единомышленник неожиданно нашелся в Санта-Ана, штат Калифорния. Какая-то газетная публикация неведомыми путями дошла до русского американца, родившегося в Болгарии и эмигрировавшего из нее в 1944-м Михаила Николаевича Брауна. Теперь он иногда присылает то десять долларов, а то и пятьдесят. Пишет письма:

"Люди мы маленькие, простолюдины, как это говорят, ну а чем богаты, тем и рады поделиться. Желаю поделиться и помочь народу своему...

В эти дни мы имеем многие служения в храме, все они по-английски, а как бы мне хотелось быть на Пасхе в Русской Церкви и слышать язык родных богослужений! Молодым я пел в церковном хоре...

Да благословит и сохранит вас Господь, дорогой Владимир Константинович. И не спешите в постройке церкви, берегите здоровье, с Божьей помощью, все в свое время".

Владимир Константинович не спешить, правда, не согласен, уж очень хочет и надеется довести "идею до итога". Из детства он помнит мальчишеские легенды о Дальнем озере, которое так далеко, "там, где солнце заходит", что и не дойти до него. Но мальчишки набирались мужества и доходили.

Синенькие-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1296
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
824
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
589
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
820

Другие новости