- Иван Григорьевич, какова сегодня процедура установления новых памятников?
- Установка памятников теперь в большей степени сравнима с зарубежным опытом. Возникает инициатива, как правило, общественная. Проводится конкурс. Он может быть городским, всероссийским или международным. Предпочтение отдается лучшим, наиболее полно отвечающим конкурсной задаче произведениям. Собираются средства. Причем город стремится не использовать бюджетные деньги. Практически всегда памятники ставятся за счет привлеченных средств.
- Бывали случаи, когда при определении победителя приходилось принимать психологически и морально трудные решения. К примеру, над фактором таланта, художественности произведения довлел фактор денег?
- Такого не было, могу сказать точно: что памятник никудышный, но дают деньги и город его ставит. И мне некоторые памятники, скульптурные произведения не по душе. Но что тут поделаешь? Например, на мой взгляд, неудачен памятник Есенину в Таврическом саду, ставший как бы садово-парковым "украшением". Имея отдаленное портретное сходство с Есениным, памятник ничего не рассказывает о поэте, о его трагической судьбе, выглядит достаточно странно в этом месте. То же можно сказать о памятнике Тарасу Шевченко. Это достаточно тривиальные дары, которые мало что принесли и красоте, и истории Петербурга.
Мне не очень нравятся "Сфинксы" Михаила Шемякина. Эта скульптура, посвященная жертвам политических репрессий, сама по себе вещь выставочная и на просторах Невы не масштабна. Вообще выбор точного масштаба - характерная черта для градостроительства и монументального искусства нашего города, не приемлющего ни гигантомании, ни измельченности.
- До сих пор не утихают страсти по поводу другой работы Михаила Шемякина - памятника Петру I в Петропавловском соборе...
- Петра I лично я воспринимаю иначе. Его фигура неоднозначна. Он похоронен в Петропавловском соборе. И получилось, что памятник однозначно трактует образ Петра Великого. Вот здесь он похоронен - и вот он был такой. Эта вещь бесспорно талантливая, но я не уверен, что Петропавловская крепость - лучшее место для подобной, несколько эпатажной скульптуры.
Считаю прекрасной работой шемякинскую композицию "Первостроителям Петербурга". Интересен установленный Шемякиным в Венеции памятник Джакомо Казанове. Это произведение наглядно демонстрирует, что Шемякин на самом деле - достаточно гармоничная художественная личность. И можно представить себе, что он не скульптор, живописец или график, а что он сценограф, который занимается и скульптурой, и графикой, и живописью. Как мне представляется, характер Шемякина наиболее полно раскрывается в его творчестве театрального художника. Последняя работа Шемякина над "Щелкунчиком" как раз и показывает, что его графика, скульптура пронизаны симфоническо-сюрреалистическими оттенками, которые характерны для театра.
Вообще Шемякин своеобразно сильная и чрезвычайно эгоцентричная личность. Это не грех художника, а его характерная черта. Я думаю, что произведения Шемякина могут появляться в Петербурге и далее. Но он столь резок в своей пластике, в своей философии, что слишком много подобной скульптуры не может быть в одном городе. Как не может быть много перца в супе. Говорят, что в Петербурге в избытке классические памятники. Но это не может испортить среду: сам город принципиально консервативен, академичен. Поэтому любые движения вправо, влево должны происходить в умеренных дозах.
- А правда, что Зураб Церетели собирается подарить Петербургу десяток своих творений?
- Я знаю только об одном крупном проекте Церетели, который сейчас обсуждается. Художник предложил создать некий зал, где посетители могли бы ознакомиться с историей России путем лицезрения портретной галереи великих князей, государей, вообще правителей Руси и России. Идея хорошая. Это такой фактически историко-образовательный зал. То есть, проходя по галерее, мы сможем узнать историю правления Русью, Россией, увидеть бронзовые портреты, войти в зал и прослушать, например, какую-то лекцию. Мне кажется, что это было бы интересно и достаточно необычно.
- Писатель Яков Гордин как-то сказал, что Тургенев замечательный человек и мыслитель, но это не значит, что ему надо ставить памятник┘ Нет ли у нас памятникомании?
- Уверяю, за время новой России поставлено памятников не больше, чем ставилось раньше. Просто был момент, когда вообще у нас не ставили памятники: не было средств, происходило переосмысление истории. Когда мы стали богаче, когда мы вышли из глубочайшего нравственного и финансового кризиса, мы снова, как и во все времена и во всем мире, стали ставить памятники. И не больше, чем в российской истории Петербурга и советской истории Ленинграда. Мы поставили памятники Тургеневу, Гоголю, Достоевскому, Шевченко, Горчакову, Сурикову, Репину. И имена эти бесспорны, как бесспорны увековеченные подвиги военных медиков или солдата Володи Ермака.
- А кому еще не поставили?
- Инициатив поступает предостаточно. Мы все внимательно рассматриваем. Предлагают установить в Кронштадте памятник Полу Джонсу, который служил недолго в русском флоте в чине контрадмирала. Позже он был фактически изгнан и отбыл в Америку, где был признан национальным героем. Но известен Пол Джонс больше как пират. Я считаю ошибкой увековечение его памяти в Кронштадте. Памятники надо ставить личностям масштаба Федора Ушакова. В будущем в нашем городе могут появиться памятники Александру Невскому, Александру Блоку, Анне Ахматовой, Петру Бадмаеву, Константину Циолковскому, Святославу Рериху, Иосифу Бродскому.
- Почему Бадмаев, чем он отличился?
- Он был крупным ученым, основоположником врачебной науки Тибета в европейской части России, исследователем Востока, первым переводчиком на русский язык фундаментального труда "Жуд-Ши" - главного руководства по тибетской медицине. Но в советские годы его имя сознательно замалчивалось, так как известный врачеватель своего времени лечил членов царской семьи, имел генеральский чин и якобы дружил с Распутиным. Хотя документы свидетельствуют о попытках Бадмаева разоблачить всесильного старца.
- Губернатор Петербурга Владимир Яковлев подписал распоряжение о создании и строительстве "Деревни художников" в районе Шувалово-Озерки. Какой представляется вам эта деревня?
- Освоение района Шувалово-Озерки началось еще при Екатерине II. Потом здесь жили и творили Шаляпин, Петров-Водкин, Филонов, Блок. Действовали кружки и студии, шли театральные спектакли. Знаменитое стихотворение "Незнакомка" было написано Блоком во время его прогулок по Озеркам. Сегодня в Шувалово-Озерках сложилось содружество художников различных направлений и областей искусства - скульпторов и живописцев, графиков и керамистов, фотографов и кинематографистов, получившее название Творческое объединение "Озерки". Его основная задача - сохранение и развитие традиционной городской культуры и современного искусства, реализация различных культурных программ. Строительство "Деревни художников" включено в число городских проектов, приуроченных к 300-летию юбилея города. Будет благоустроена территория района, создан парк современной скульптуры, запланировано строительство культурно-образовательного центра, совершенствование художественных студий. Я лично небезразличен к судьбе Шувалово-Озерков: на рубеже XIX-XX веков в одном из особняков жила и моя семья. На Шуваловском кладбище покоятся мои предки. И это - одна из причин моего ощущения художественных и культурных проблем нашего города "на генетическом уровне".
Санкт-Петербург