В Зеленой гостиной Санкт-Петербургского Союза журналистов прошла скромная презентация альбома-протеста одного из немногих оставшихся в живых художников - политических узников ГУЛАГа, ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного художника России Савелия Яковлевича Лапицкого.
Каждый раз, когда я возвращаюсь к творчеству Савелия Лапицкого, мне приходит на память старая притча. Как-то один художник упросил Всевышнего, чтобы он показал ему, что такое Истина, где и как она обитает. Господь смилостивился и поведал живописцу, как найти Истину. Долгие дни брел художник дремучими лесами, болотами, пока не вышел на небольшую лужайку. Прижавшись косым боком к непролазной чаще, на лужайке стояла убогая, вросшая в землю избушка. Открыл художник скрипучую дверь и ужаснулся: перед ним была отвратительная старуха - седая, грязная, сгорбленная в три погибели┘ "Так ты и есть Истина?" - выдавил из себя изумленный путник. "Да", - хриплым голосом ответила старуха. "Но как же я скажу людям, что ты такая?!" - воскликнул он. "А ты пойди и солги", - ответила Истина. Художник не посмел солгать, за что его жизнь превратилась в мучения. Но он нашел много последователей, готовых идти на Голгофу ради Истины в искусстве.
У молодого бравого сержанта Савелия Лапицкого в тот ликующий май 1945 года, когда наша армия победила коричневую чуму, был, казалось бы, безбедный выбор в жизни. Иди и твори на благо своего народа, на благо Отца всех народов┘ Но твори в рамках "соцреализма". А это значит, что ты можешь ваять счастливые лица советских людей: передовиков села и стахановцев, тружеников великих строек, руководителей партии и правительства┘ Можешь писать полотна с видами на "победивший социализм": ударные стройки, новые города, освоение целинных земель. Природа наделила его главным - безусловным талантом, абсолютным эстетическим чутьем и острым умом. Молодой солдат не спешил вставать под знамена социалистического реализма, а решил для начала поискать, где же все-таки обитает Истина, та самая, которая, по словам английского философа Бэкона, - дочь времени, а не авторитета.
Для Савелия Лапицкого Истина предстала в двух ипостасях: в Холокосте и в ГУЛАГе. Последствия первого ему довелось видеть самому, освобождая концентрационные лагеря в составе подразделений Советской армии, через второе прошел сам, получив 10 лет по политической 58-й статье за анекдот. Так что, когда более покладистые коллеги Лапицкого писали парадные портреты ударников труда, он украдкой делал то же самое, только с изнанки, создавал зарисовки заключенных, лагерных пейзажей, конвоиров с собаками┘ Все это ценой неимоверных усилий хранил, чтобы, выйдя на волю, создать полномасштабные полотна.
Практически каждый более или менее значимый объект имел лицевую сторону со знаменами, соревнованиями, оркестрами и изнанку, где за тарелку баланды как проклятые вкалывали зэки-рабы. Правда, эти людские слои быстро менялись. Зэки имели обыкновение гибнуть от голода, холода, изнурительного труда, пуль конвоиров, а их место тут же занимали вчерашние ударники труда, активисты.
В альбоме представлены политические плакаты, графические листы, воспоминания о концентрационных лагерях ГУЛАГа, о Холокосте - всего 312 работ художника. 104 из них входят в коллекции различных музеев. Офорт (гравюра на металле) "Молящийся" - находится в личной коллекции 39-го президента США Джимми Картера. Персональные выставки Савелия Лапицкого успешно экспонируются в России, Канаде, Польше.
Альбом Савелия Лапицкого - это исповедь от себя и про себя. Сюжет жизни художника - это обобщенный сюжет жизни его поколения, его тяжелобольной страны, еще только излечивающейся от тоталитаризма. Одновременно это и крик души умудренного опытом художника, который сумел разглядеть в нарождающемся обществе все те же цветовые доминанты: красное и черное, которые, как известно, имеют обыкновение смешиваться и порождать монстра - вирус коричневой чумы.
Альбом-протест, можно сказать, штучная работа. Он оформлен в виде папки следственного дела и издан тиражом всего в 1000 экземпляров. Издание предназначено прежде всего для политической и социально активной элиты, средств массовой информации, общественных фондов и правозащитных организаций как в России, так и за рубежом (все тексты сопровождаются переводом на английский язык). К альбому прилагается буклет с компакт-диском.
Санкт-Петербург