В Москве прошла очередная Неделя высокой моды (НВМ). Самый престижный приз отечественной моды - позолоченная серебряная статуэтка ручной работы "Золотой манекен" второй раз подряд достался Виктории Андреяновой. Другая почетная награда НВМ традиционно адресуется лучшей манекенщице, которая (это непременное условие) участвовала во всех дефиле Недели. В этом году "Серебряную статуэтку, а заодно и шубу от Nijole получила модель агентства Red stars Мария Маковская.
Еще до открытия НВМ по модной Москве ходили слухи, что на этот раз "Золотой манекен" получит Андрей Шаров, так как среди российских модельеров, регулярно показывающих свои коллекции на Неделе, только он пока не получил награды.
Андрей Шаров видит в НВМ не столько моду, сколько шоу. "Неделя, проходящая в Москве, - это показ не только и не столько для специалистов узкого круга, как в Париже или в Милане, куда приходят люди, непосредственно связанные с модой, заинтересованные в ней. В "Россию" наряду с профессионалами приходят простые зрители, чтобы посмотреть на праздник, на шоу". Еще до начала недели Шаров обещал удивить зрителя необычностью и новизной: "Я найду, чем поразить зрителя". На какое-то время зритель попал в Чикаго 30-х годов. Этакий шик Голливуда: широкие плечи, полоска. Период расцвета с легким оттенком упадка.
Как показала Неделя, наши модельеры в настоящий момент переживают некий историко-этнографический период. Шаров представил коллекцию в стиле Америки 30-40-х, дебютант на подиуме высокой моды Ирина Деркач - фантазию на темы 20-х, а Игорь Чапурин обратился к Востоку. Какие образы первыми приходят в голову при размышлении на вышеизложенные темы? Вестерн есть вестерн, а значит, должны быть шляпы и пистолеты. Так и есть, "западная" коллекция была дополнена шляпами-котелками и единственным пистолетом, который девушки передавали друг другу за кулисами, а на подиуме дули в его дуло. А "восточную" украсили чалмами и массивными серебряными поясами. Возникает, увы, впечатление, что, не найдя образ, художники используют штамп, программируя зрителя на определенное настроение. Однако самое интересное, что публике в основном такое и нравится - без облегающего силуэта, полупрозрачных платьев, перьев, кружев, мехов и ажурных чулок уже и красота не в радость. Видимо, сказывается наша природная тяга к цыганам, варьете и вообще театральности.
На фоне этого коллекция Татьяны Парфеновой смотрелась слишком скромно, хотя задумка и реализация выглядели очень мило. Идея коллекции - эмансипация женского костюма, выразилась в трех основных направлениях: ткань - твердая, цвет - немаркий, силуэт - лаконичный. Очевидно, Парфенову больше интересует не форма как таковая, а конструкция, структура. Ее тема не поверхностные ассоциации, а эволюция силуэта и креативность, что, собственно, и является сутью искусства высокой моды.
Устроители НВМ не приветствуют проникновения журналистов за пределы зрительного зала. Однако именно за кулисами происходит то, без чего невозможно представить полной картины. Основная подготовка к показу начинается примерно за час до начала. Это, пожалуй, самое горячее (в прямом смысле слова) время для парикмахеров. В гримерках одновременно работают десятки фенов, гул стоит такой, что, разговаривая с соседом, приходится повышать голос. Сложные прически делают одновременно несколько парикмахеров, и если помножить их на количество моделей, то можно представить, что происходит вокруг. Это похоже на муравейник, где каждый делает свое дело, и делает его быстро. Несколько проще с макияжем. Модельер, как правило, выбирает один стиль, поэтому всех красят быстро, как на конвейере. К тому же девушки могут справиться с этим самостоятельно или по крайней мере закончить детали. Кроме увесистого чемоданчика косметики, у визажиста всегда с собой пластырь и скотч - на случай профессиональных травм. Говоря о своих бедах, манекенщицы на редкость единодушны: "Жутко болят ноги, мы их стираем просто в кровь. И потом, там темно, за кулисами, свет только на сцене. Представьте, вас только что ослепил прожектор, и вы тут же попадаете в темноту, а там провода на полу, какие-то конструкции, ящики. Когда мы там бегаем, очень часто раним пальцы, и не только. Бывает и так, что скотчем заклеиваем пальцы, чтобы кровь не шла на подиуме".
Главный принцип, по которому выбирают лучшую модель недели, - количество показов, которые она отработала. Девушка должна понравиться почти всем модельерам, а это непросто. На отбор перед шоу приходят около 300 человек, из них остаются лишь 20. Единственный путь к желанному титулу - попасть в число избранных несколько раз. По словам директора Недели высокой моды Натальи Журавлевой, при отборе лучшей модели НВМ учитываются только собственно рабочие параметры: сколько домов посчитало ее необходимой для показа, образы каких домов она может воплотить. "Для нас это абсолютно объективные критерии, и никакие другие критерии мы во внимание не принимаем".
Чтобы модели работали в полную силу, дирекции приходится выполнять буквально все их требования. Но главный каприз прошедшей недели состоит в том, что девушки не желают выходить в прозрачных платьях. Отработать дефиле с почти голой грудью теперь не хочет никто. Однако эти вопросы решаются еще на стадии подготовки шоу. За кулисами все только и делают, что подгоняют друг друга, жалуются на неудобную обувь, да иногда требуют еды. Впрочем, несмотря на всю лояльность дирекции, опасные для фигуры (а значит, и для профессиональных качеств) обеды моделям не подают. Традиционная закулисная еда - шоколад, но в любых количествах. Запить сладость можно шампанским. По бокалу до начала шоу, и остальное потом, после аплодисментов и общего выхода.
С кем бы мы ни говорили на показах, будь то зрители или модельеры, все в той или иной степени согласны, что шоу удалось. Зритель увидел яркое представление, дизайнер показал свою работу и если не получил приз, то по крайней мере заявил о себе, а это тоже дорогого стоит. Но так или иначе, а применительно к Неделе высокой моды все чаще звучит слово "шоу". Не могу сказать, хорошо это или плохо, но, очевидно, что у моды в России свой путь и мода в России есть.